Гениальный французский социолог Эмиль Дюркгейм, рассуждая о религии, подчёркивал, что каждый народ в своём божестве видит, прежде всего, себя, и выбирает ту религию, которая наиболее полно отражает его внутренний мир, черты характера и духовные свойства.
читать дальше

Протестантства тогда ещё не существовало, оно появилось много веков позднее, как религиозный опыт буржуазно-капиталистического европейского общества. Появившись, оно принялось за неуёмную миссионерскую деятельность, продолжающуюся до сих пор.

То, что протестантство зародилось в Европе и перекочевало в Америку, уютно там устроившись, нет ничего удивительного. Фундаментальная работа немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», изданная в 1905г., подробно объясняет генезис капиталистического строя, родившегося из протестантизма. Возникновение капиталистической системы в этой работе связывается немецким учёным с Реформацией, с появлением протестантских течений в христианстве, с их особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности. Протестантский религиозно-этический комплекс, по мнению немецкого экономиста, обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчётливости. Макс Вебер отмечает «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей».

Протестантские церкви по всему миру удивляют своей обыденностью, серостью, мирским видом. Они больше похожи на торговые лавки добропорядочного буржуа средней руки с его своеобразным материализмом, понятым на духовный манер. У протестантов не принято украшать молельные дома или превращать их в произведения искусства, поскольку протестантская этика не приемлет шика и роскоши, считая за добродетель бережливость, доходящую до скупости. Американская поговорка «Мы потому такие богатые, что не тратим деньги на всякую ерунду» относится не к протестантству, но зато очень хорошо иллюстрирует то мировоззрение, которое родственно протестантизму.

Сегодня миссионерская активность протестантов (как и родственных Свидетелей Иеговы, баптистов, анабаптистов, пресвитериан) в разы выше, чем оная у православной церкви. Дело в том, что протестантизм заряжен на проникновение в чужие земли, потому что он является духовным стержнем англосаксонской цивилизации, с присущим ей колониальным мировоззрением. Протестантские ячейки растут как грибы во многих городах России.

Причины тому не только в обильном финансировании со стороны США, но и в стиле работы протестантских проповедников. Каждый, кто проникся протестантской религией, имеет право организовать свой, автономный молельный дом, может идти проповедовать и зазывать к себе всех встречных - поперечных для совместного моления. Затем самые активные из этих встречных организовывают свои молельные дома и тоже принимаются «охотиться за заблудшими душами».

Протестантизм основан на крайнем индивидуализме западного образца, когда протестанты отказывались признавать над собой власть католического Рима. Автономные, индивидуалистические религиозные ячейки - основная черта протестантской религии. Сегодня эти ячейки ведут свою работу везде - от Африки до русского Дальнего Востока.

Причем, Дальний Восток особенно интересен Вашингтону. Опыт подсказывает, что там, куда хочет проникнуть Вашингтон, появляются сначала протестантские проповедники. Кстати, ряд российских аналитиков и экспертов отмечал, ещё за несколько месяцев до прихода к власти демократа Обамы, активизацию миссионерской деятельности протестантских сект. Демократы, в отличие от республиканцев, предпочитают не махать шашкой, а действовать методом «мягкой силы».

читать дальше

Сергей Маньшин
Источник: segodnia.ru