Когда выяснилось, что прилетевшие в Германию из Китая терракотовые воины - копии, гамбургский музей этнографии в 2007 году закрыл выставку. Как заявил тогда взявший на себя роль "адвоката правды" директор музея: "Мы пришли к выводу, что другого способа сохранить доброе имя музея нет". Музей даже предложил вернуть деньги посетителям.

Производство копий терракотовых воинов с самого начала происходило параллельно археологическим работам. На месте раскопок была сооружена специальная мастерская. Она не занималась "подделками". Китайцы просто попытались восстановить утерянное и заброшенное на время производство. Оригиналы с самого начала изготавливались из сборных модулей в серийном исполнении, которое было продолжено, как только была восстановлена исходная техника производства.

У китайцев для понятия копии существуют два различных термина. Fangzhipin (仿製品) используется для копий, чья разница с оригиналом очевидна. Это небольшие модели или сувениры для музейных магазинов. Другой термин для копии называется fuzhipin (稪製品). Здесь речь идёт о точнейшей репродукции оригинала, которая для китайцев равноценна оригиналу. В слове fuzhipin не содержится никакой негативной коннотации. Эта разница в восприятии копии часто приводит к непониманию и разногласиям между Китаем и западными музеями. Китайцы нередко шлют копии в западные музеи, с твёрдым внутренним убеждением, что копии от оригиналов ничем существенным не отличаются. Отказ музеев принимать эти копии расценивается уже китайцами как обида или даже оскорбление.

читать дальше