В обсуждениях по всему Интернету тема российской «cost-cutting mentallity» (менталитет снижения расходов) нет-нет да всплывала в обсуждениях на форумах. Вызывая, подчас праведный гнев и баны, с мотивировкой, дескать, американские наймиты в такой момент покусились на самое святое — «загадочную русскую душу», которую умом не понять и аршином общим не измерить.
Мне, честно говоря, тоже хотелось вступить в спор, к примеру, на борде hockeysfuture с американцами да канадцами, дабы защитить Россию от разных упреков хотя бы в информационном пространстве.
Собственно, о трагедии Локомотива в этом тексте все. Кто будет мерить дальнейший текст по меркам разбившегося позавчера Як-42, досрочно идет на хуй. Я не хочу обсуждать эту тему. Я вообще не хочу говорить по поводу гибели в автокатастрофе целой команды. В том числе потому, что мне просто неизвестны слова, чтобы говорить об этом что-то сейчас. Эта трагедия стала предпосылкой для написания этого текста, но вовсе не ей, совсем не ей, он будет посвящен.
читать дальшеВчера вечером, я ехал домой на маршрутке. У меня получился 12-часовой рабочий день, был дождь, я устал. Наверное, другие пассажиры маршрутки находились в подобном расположении духа и тоже хотели поскорее попасть домой в такой ситуации. В общем, в маршрутке были заняты все сидячие места (что естественно), а также 9 человек стояло. 9 человек. Несмотря на висящее внутри на борту объявление, на котором красным по белому написано: "Перевозка стоячих пассажиров запрещена".
Если кто не знает, я занимаюсь промышленной экологией. Не люблю этот термин, но поскольку мой род деятельности напрямую к теме не относится (да, вот такой у меня стиль изложения — начинать с того, что напрямую не связано с темой), пойдет и так. Последние 7 лет я работаю в структурах, где вопросы промышленной экологии включены на западный манер в общий блок с охраной труда и промышленной безопасностью. У буржуев это носит название HSE — Health, Safety & Environment (Здоровье, Безопасность и Окружающая среда). Поэтому, несмотря на то, что непосредственно я занимаюсь всяческими выбросами, сбросами, отходами и прочими аналогичными вещами, в вопросах смежных направлений я разбираюсь, не могу сказать, что профессионально, но в приемлемой мере. Тем более что моя любимая тема в части экологии — управление рисками — напрямую растет из области ОТиПБ.
Так вот, возвращаясь к маршрутке. Из всех присутствующих, возможно, только я один понимал, что это означает. Но даже я ничего в этой ситуации не предпринял, хотя это была прямая угроза моей жизни. Потому что мне тоже хотелось домой, я тоже был уставшим, на улице был дождь. И я, кстати, сидел. К тому же я знал, что, в основном, да, подобные перегрузы ничем неприятным не заканчиваются.
Интерес пассажиров был понятен — быстрее добраться до дома, где ждут жены, мужья, дети… В общем, ждут. И даже не важно, что следующая маршрутка поедет через 5 минут. 5 минут под дождем, пусть даже не проливным? Брррр… Интерес водителя тоже понятен. Как-никак дополнительные 225 рублей с рейса (проезд стоит 25 рублей с носа). И вот, все мы, кто по незнанию, кто по каким-то другим причинам приняли участие в грубом нарушении правил безопасности. Совместно.
И я тоже промолчал, хотя прекрасно осознавал, что это нарушение и чем оно чревато. Хотя, что бы случилось, если бы я что-то сказал? Водитель высадил бы лишних пассажиров? Они сами, пристыженные своим отношением к собственной безопасности, вышли бы? Насмешите ежа голой жопой. Единственным вариантом было выйти на улицу самому, отказавшись рисковать своей жизнью и здоровьем. Но там был дождь, а я устал после 12-часового рабочего дня….
И вот, собственно, я вспомнил о той самой «cost-cutting mentality», и решил, что сегодня постараюсь написать этот пост.
Вот вам, для понимания этой самой «загадочной русской души» один реальный несчастный случай, материалы, по расследованию которого я изучал в свое время.
Машинист кран-балки, одной из двух, расположенных в цехе, захотел справить малую нужду. Для этого вышел из кабины своей кран-балки на крановые пути. В тот момент, когда второй кран осуществлял работу. Грубое нарушение правил безопасности. Ему повезло. Он остался жив, хотя и лишился ступни.
Началось расследование. Его спрашивают: «Ты понимал, что нарушаешь правила безопасности?». «Понимал», отвечает. «Тогда какого мужского полового органа вышел на пути?»… «Так ведь я десять лет тут работал и всегда выходил. И ничего не случалось».
Это, пиздец уже само по себе, но дальше начинается еще более феерический пиздец. Мы имеем крановщика, который в течение десяти лет систематически нарушал требования безопасности. В соответствии с любыми должностными инструкциями / трудовыми распорядками (в том числе и офисными, не говоря уж производственных профессиях), работник обязан сообщить о ставших известными ему фактах нарушения. Особенно это касается опасных производственных объектов. Особенно — правил безопасности.
Опрос работников цеха: «Вы раньше видели, что Иванов выходил на крановые пути во время работы одного из кранов?»… «Ну да, видели». «Почему не сообщили?»
Вариантов полученных ответов два. Оба неправильные. Оба имеют «уголовные» корни. Вариант первый («уйти в отказ»): «А мы не знали, что он таким образом совершает нарушение». Вариант второй («чистосердечное признание облегчает вину»): «Ну, дык, если бы мы доложили, его бы премии лишили. Или вообще уволили бы. А у него жена, дети».
По первому варианту получается, что работники не знают правил безопасности того места, где работают. А не знают, потому что кто-то, кто был обязан до них эти правила довести, забил на это хуй, по принципу: «а хуле, они все равно внизу работают внизу, на крановые пути все равно не полезут». По второму — знают, но «закладывать кореша западло». Собственно, вариант с маршруткой — это то-же самое. Кто-то не понимает, что 9 стоящих человек — грубое нарушение правил безопасности. Кто-то (я) — понимает, но ему «западло».
Собственно, вот это тот самый менталитет «всем похуй» в отношении собственной безопасности. И это не Путин с Медведевым виноваты. И даже не Немцов с Каспаровым. Это именно что, «национальная особенность» широкой русской души, неизмеримой единым аршином.
Давайте, честно попробуйте ответить на следующие вопросы. Не мне, а для себя, в первую очередь. Вы всегда переходите дорогу по пешеходному переходу? Вы всегда пристегиваетесь в автомобиле? Даже на заднем сидении?
По поводу ремней безопасности, для меня было шоком, когда один из близких мне людей жаловался, что, дескать, вот же сволочи, штраф за «какой-то» не пристегнутый ремень подняли до 500 рублей. Правильно. Пытаются использовать ту самую cost-cutting mentality во благо. Если человек не жалеет собственную жизнь (а также жизнь своих пассажиров), то может хоть 500 рублей пожалеет.
Вы всегда меняете перегоревшие лампочки, убедившись, что свет выключен, и его никто не включит?
Вот, кстати, еще один характерный пример cost-cutting mentality. На этот раз, подтверждающий слова Задорнова. Электрик выполнял ремонт распределителя на 6 киловольт. Предварительно отключив питание и повесив табличку «Не включать! Работают люди». Рубильник был на улице. Там же был сильный ветер. Табличку сдуло. Проходивший мимо работник увидел отключенное питание и никаких предупреждающих знаков и подал 6 тысяч вольт на распределитель.
В соответствии с правилами электробезопасности такие работы должны выполнять два человека. Один непосредственно выполняет работы, а второй обязан обеспечить, чтобы никто не подал питание. Это правила. Безопасности. Однако, учитывая, тот небольшой объем ежедневной работы, который приходится выполнять на предприятии электрику, было принято решение, что с этим объемом справится и один работник, не хера дармоедов плодить, и уволили всех электриков, кроме одного. В результате остались вообще без электрика с обгоревшим трупом на руках.
Вы всегда читаете инструкции по использованию приборов и оборудования или сначала включаете их в розетку, а потом начинаете разбираться методом научного тыка?
В России на все это принято класть болт. Ну, разве что на самые какие-то очевидные вещи, вроде «не суйте голову в доменную печь — там жарко» или «не курите в угольной шахте — там много метана» не кладут. И в основном причина нарушений банальна: «так проще» или «так дешевле».
Шел ремонтник из РМЦ ремонтировать газоход на противоположную сторону предприятия. Пришел и увидел, что висит предупреждение, что работа допускается только в средствах защиты органов дыхания. А он, как назло, забыл их у себя в РМЦ. «А, нехай, так сойдет. Обратно идти далеко и лениво. Службы охраны труда тут нет, никто не увидит, что я нарушаю, значит, не накажут», подумал ремонтник и приступил к работе. Рабочий день он закончил в морге.
Бывают другие случаи, связанные с нарушением правил. Водитель МАЗа, выполнявшего рейс, решил заехать к любовнице. Ну, удобнее же, чем на общественном транспорте на другой конец города добираться. Хотя на предприятии действовал запрет на въезд технологического транспорта в город (ПДД и администрация города этого не запрещают). Уже не знаю, зачем именно ему захотелось повидать любовницу именно сейчас. Тем более что он все равно не доехал. На одной из улиц на тротуаре развлекалась группа пьяных подростков. В тот момент, когда МАЗ проезжал мимо них, один из них толкнул другого и тот угодил прямо под задние колеса МАЗа. С точки зрения правил ПДД никакой вины водителя в этом ДТП не было. Но если бы он запрет, установленный работодателем, не нарушил, ДТП не случилось бы.
Cost-cutting mentality это тот самый русский «авось». Дело даже не непосредственно в экономии денег. Дело в нежелании русского человека думать о безопасности и о том, почему те правила, которые он нарушает, были придуманы.
Еще один эксперимент, уважаемые офисные работники. Не задумываясь, ответьте на вопросы. Где у вас висит схема эвакуации при пожаре? Вы ее хоть раз изучали? К какому из аварийных выходов вы должны двигаться в случае пожара? Что вы не должны делать при эвакуации? А что должны? Когда у вас в последний раз проводилась тренировка по эвакуации из здания (если проводилась вообще)? У вас чайник включен в ту же розетку, что и компьютер?
Пожарная безопасность это вообще отдельная песня. В жж было много гневных постов в отношении неимоверного количества правил пожарной безопасности, и пожарных инспекторов, которые приходят и обирают. Про пожарных инспекторов, пожалуй, не буду спорить. Это тоже следствие cost-cutting mentality. Проще (и выгоднее) взять взятку, чем действительно требовать соблюдения правил пожарной безопасности. Авось и так не сгорят. Не самоубийцы же.
А вот про количество правил пожарной безопасности. Их не больше, чем необходимо. Да, соблюдать их геморройно. Да и не обо всех известно. А нанимать отдельного человека, который в этом разбирается дорого. Не говоря уж о расходах на обеспечение всех правил. Гораздо выгоднее дать инспектору на лапу. А на правила положить болт. Ну, я же не самоубийца, в конце концов. Авось и так не сгорю.
Понимаете в чем суть? Правила, особенно запретительные, воспринимаются как своего рода «нарушение прав и свобод» и вольнолюбивый русский человек со всей своей широкой душой с радостью кладет на них хуй, тем более что всегда можно решить вопрос с привлечением азиатского опыта решения любых вопросов.
Правила охраны труда, правила промышленной безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, в конце концов, все писаны кровью. Там нет ни единого лишнего правила. За каждым запретом – труп. Или, как минимум, тяжелая травма.
Очень часто приходилось читать мнения, что, дескать, в загнивающем забугорье правил меньше. Поэтому, дескать, приезжая в Россию вести бизнес наши иностранные товарищи, изначально настроенные на соблюдение правил, ужасаются их количеству и под конец начинают платить взятки, как любые нормальные люди. Если не ошибаюсь, это fritzmorgen о таких вещах рассказывал.
В лучшем случае, это недопонимание ситуации. В худшем – ложь ради красного словца. Начнем с того, что правил у буржуинов больше. Возможно, не все они утверждены в качестве государственных стандартов, но по сути их больше.
Почему это может быть ложью, я говорить не буду, остановлюсь на том, в чем может быть недопонимание ситуации.
Приезжая в Россию, зарубежный джентльмен не потащит за собой весь штат работников. Это понятно. Он наймет их здесь. И наймет русских. И скажет русскому: «реши мне проблемы с пожарной безопасностью». Как эти проблемы будет решать человек с cost-cutting mentality? А когда его спросят: «а почему ты заплатил взятку пожарнику?», он честно ответит то, что ему рассказал Вася, который «решал проблемы» с пожарной безопасностью: «у вас в России такое количество правил, что все их выполнить просто невозможно».
Он безоговорочно поверит Васе в этом. Поскольку он не знает русского языка и не имеет времени, чтобы самостоятельно изучить требования (их действительно очень много), к тому-же, когда он уезжал из своего солнечного штата Флорида, его друзья и коллеги, предупреждали его, что Россия – это дикая страна, где все берут взятки. А Вася…. А что Вася? Это же бизнес буржуя, а не Васи.
А правил у буржуев больше. Не все они устанавливаются государственными стандартами. Но, если в инструкции по использованию написано «правила безопасности», которые, по сути, установлены конторой-производителем, то товарищи буржуи воспринимают их точно также, как мы ГОСТы и СНиПы. А мы, кстати, над частью из этих правил откровенно смеемся. «Нельзя засовывать домашних животных в микроволновку». Ха-ха-ха! Тупые американцы. Зато мы самые умные, и красим потолки в квартире краской, на которой (по-русски!) написано «Только для наружных работ. Запрещается использование внутри помещений», а потом удивляемся, почему нас госпитализировали после того, как мы потеряли сознание в собственной квартире?
Есть в HSE такой термин near-miss. На русский чаще всего переводится, как «происшествие без последствий». Суть его в том, что кирпич на Малой Бронной таки упал, но в этот момент никто внизу не проходил. В отношении к этим самым near-miss’ам кроется принципиальная разница в отношении к безопасности вообще буржуев и нас.
«Если кирпич сегодня упал и никого не задел, то завтра или через неделю или через месяц или даже через год, он может упасть кому-нибудь на голову. Кирпичи, как известно со времен Воланда, сами по себе не падают. Поэтому я лучше вот прямо сейчас разберусь в причинах этого падения и приму меры для того, чтобы кирпичи больше не падали», подумает буржуй.
«Если кирпич сегодня упал и никого не задел, то и завтра, авось, никого не заденет. И послезавтра. Вот я тут еще буду напрягаться, чтобы что-то делать, если ничего страшного не случилось», подумает человек с cost-cutting mentality.
Дальше этот подход транспонируется на правила. «Я нарушил правила, сэкономил 5 минут времени (заработал 225 рублей / подставьте по желанию) и ничего страшного не случилось. Поэтому я и в следующий раз нарушу правила также. Ведь если при нарушении правила ничего не случается, значит, это неправильное правило, придуманное всякими мудаками, дабы осложнить мне жизнь», думает человек с cost-cutting mentality.
«На хуя мне пристегиваться, если я все равно ни разу в аварию не попадал? Ремень только мешает. Ну и что, что я выехал на встречку? Я и вчера выезжал, и позавчера. И ничего не случалось. Зато я дома был на час раньше. А те, кто попал в аварию – мудаки и водить не умеют».
Понимаете, что я хочу сказать? Эта «cost-cutting mentality», она же не только в деньгах сэкономленных/заработанных выражается. И не только у олигархов. «Мне так удобнее, а ваши правила я на хую вертел».
И взяточники от надзорных органов жируют именно на этом нежелании широкой русской души не выполнять правила. Представьте, если вдруг однажды произойдет некая глобальная катастрофа и все водители начнут соблюдать ПДД. Все. Поголовно. Как вы думаете, в такой ситуации сотрудники ГИБДД будут вымогать взятки? Придумывать подставы? И если ваш ответ «да» — насколько у них в таких условиях это получится? Только честно. Подумайте над этим вопросом, когда в очередной раз зайдет спор о том, что первично – яйцо или курица. Взяточник или взяткодатель.
Да, есть области, в которых какие-то законы «спускаются сверху», принимаются в интересах отдельных слоев общества. Кстати наше природоохранное законодательство, как раз относится к таким областям, будучи полностью основано на теоретических изысках, а не на реальной жизни (больная тема, да). Но правила безопасности к таким областям не относятся.
Я, вообще, хотел еще много чего написать. Привести примеры. Но и так уже получается большой текст, который и без этого ничто читать не будет (да, совсем забыл, скажите «сосиска» в комментах, если дочитали до этого места), и общая суть, я думаю, и так ясна. Если нет, попробую еще раз резюмировать.
«Cost-cutting mentality», это не националистические русофобские происки подлых капиталистов-буржуинов, направленные против России и русских. Это не особенность, свойственная русским бизнесменам, включая самых богатых (aka олигархов) в стремлении ободрать несчастный народ еще больше, по дороге его угробив. Это действительно своего рода «национальная черта» характера, заключающаяся в нарушении правил, в том числе и правил собственной безопасности, ради сиюминутной выгоды, причем далеко не всегда финансовой, а зачастую и вовсе иллюзорной.
И здесь не Путин виноват. Не Кровавая гэбня. Не русофобы. Не агенты влияния. Только мы сами. Более того. Никакой Путин или Навальный или кто там еще, не сможет этого изменить.
Помните легендарную пьесу Евгения Шварца «Дракон»? Ну, или фильм Марка Захарова по этой пьесе — «Убить дракона»? Там вся пьеса, по сути — ради всего одной сцены. Ради одной фразы: «Прежде всего, нужно убить дракона в себе».
Оригинал сообщения опубликован в Центральном филиале психиатрической клиники.