читать дальше
При этом захват Мали проводится с учётом ошибок всех предыдущих захватов. Сегодня все уверены, что Запад встал на защиту суверенитета и территориальной целостности Мали. Однако есть ряд факторов, указывающих на то, что это не совсем так. На самом деле террористические группировки на севере Мали возникли не в 2011-2012 годах. Они там создавались и активно действовали на протяжении ряда десятилетий. (2) Взорвало ситуацию ливийское оружие, захваченное после свержения М.Каддафи. Однако оружие «ушло» в Мали не само собой. Имеются свидетельства о том, что переброска оружия осуществлялась с помощью Франции.
Именно в этом контексте следует рассматривать и государственный переворот в Мали в марте 2012 года, когда за несколько дней до президентских выборов был свергнут президент Амаду Тумани Туре (АТТ). Кажущаяся нелогичность этого переворота (был свергнут президент, который не был кандидатом на новый срок) легко объясняется тем, что и сам АТТ, и наиболее вероятные победители являлись противниками военного вмешательства Запада.
После переворота идея иностранной военной помощи начала стремительно развиваться. Новые власти Мали направляют запрос о военной помощи в ООН и подают жалобу в Международный уголовный суд. Однако внутри Мали всё ещё продолжается борьба за концепцию военного вторжения. Сталкиваются предложения «помощи» Запада и межафриканской военной миссии. Вероятно, именно эти два разных подхода стали основной причиной неудавшегося контрпереворота (6) в конце апреля, а затем нового переворота в середине декабря, когда военными был смещён со своего поста премьер-министр Ш.Модибо Диарра. Не случайно СБ ООН решительно осудил «продолжающееся вмешательство персонала малийских сил обороны и безопасности в работу переходных органов власти Мали» и заявил о готовности рассмотреть вопрос о «принятии санкций против тех, кто нарушает конституционный порядок» Мали. Итак, СБ ООН грозит санкциями не лидерам «Аль-Каиды», а военным Мали!!!
Наконец, 20 декабря 2012 г. была принята резолюция Совета Безопасности ООН №2085 об одобрении военного вторжения в Мали. (7) Было санкционировано развертывание военной миссии АФИСМА, в состав которой должны войти малийские (5000 чел.) и международные (3300 чел.) войска. Концепция операции была разработана властями Мали совместно с партнёрами и утверждена Африканским Союзом и ЭКОВАС. Кто же является партнёрами Мали? Это США, Франция, Германия, Канада, Алжир, Мавритания и Нигер.
Начало января 2013 года вновь ознаменовалось «нелогичным» поведением «Аль-Каиды» севера Мали, когда она начала военное наступление на юг. 7 января был захвачен город Кона. Критичность этого наступления становится понятной, если посмотреть на карту Мали: это город, находящийся на условной границе между севером и югом Мали, то есть речь идёт о начале наступления на территорию, где проживает основная часть населения страны. Если бы такое наступление имело какой-то военный смысл для «Аль-Каиды», то ничто не мешало предпринять такое нападение до принятия резолюции 2085, например, сразу после целого ряда переворотов в Бамако или в любое другое удобное для АКИМ время. Однако нападение совершается практически сразу после принятия решения о начале международной военной операции. Иначе как действием, провоцирующим немедленное вторжение, это назвать нельзя. Вечером 10 января и.о. президента Мали Дионкунда Траоре объявил всеобщую мобилизацию и ввёл чрезвычайное положение. (8)
11 января французские войска высадились на территории Мали. Информационные агентства указывают и на других участников военной операции (Сенегал, Нигер), однако всем ясно, кто играет первую скрипку. Впрочем, это было ясно уже в день принятия резолюции 2085, когда министр иностранных дел Мали, поблагодарив мимоходом «всех» членов Совбеза, особенно благодарил Францию. (9) Нельзя не заметить, что сообщение о решении «немедленно начать переброску войск» ЭКОВАС было обнародовано только после сообщения о начале операции французских войск. То есть французы начали военную интервенцию ещё до физического прибытия войск африканских стран.
Блестящая информационная операция «международное вторжение в Мали» имеет лишь один изъян – отсутствие вразумительного объяснения действий «Аль-Каиды» в странах исламского Магриба (АКИМ). Сегодня говорят о попытках «Аль-Каиды» обосноваться на севере Мали как своей долговременной базе. Однако на самом деле «Аль-Каида» там прекрасно базировалась всё последнее десятилетие, ничем не привлекая к себе внимания. А то, что АКИМ предпринимает сегодня – это откровенно провокационные действия, подталкивающие к иностранному военному вторжению в Мали.
Итак, начало 2013 года ознаменовано новой спецоперацией по реколонизации Африки. Она происходит в борьбе между тремя главными действующими лицами - США, Францией и Китаем. Однако если Китай ведёт борьбу за Африку методами экономической экспансии, то две западные державы давно сделали ставку на военную силу. Следует признать, что ошибки информационной войны в Ливии и Кот-д’Ивуаре в январе 2013 года исправлены. Захваты этих стран, хотя и обосновывались «гуманитарными» соображениями, но с информационной точки зрения это было сделано топорно и неубедительно. Сегодня международное сообщество рукоплещет французскому вторжению по освобождению Мали. Объективно военная миссия в Мали необходима. Страна поставлена перед тяжким выбором: исламисты или французские войска? В любом случае Мали придётся заплатить за освобождение дорогую цену: расплачиваться надо будет суверенитетом, колоссальными природными ресурсами и зависимостью на долгие годы. По словам президента Франции Ф.Олланда, французские войска пробудут на территории Мали «столько, сколько потребуется». (10) Не зря говорил свергнутый президент Амаду Туре, что «Париж опаснее Тимбукту»!
Африка всегда была и остаётся полигоном для испытаний западных военно-политических сценариев самого разного рода. (11) Поэтому не только странам Африки, но и России следует внимательно следить за разработкой и (пока) успешным выполнением сценария военного вторжения в государство с парализованной властью с целью его «освобождения от исламистов». Это особенно важно, учитывая усилия Запада по дискредитации власти в России и поощрению на её территории действий исламистов.
читать дальше
(1) См. решение Международного суда ООН по делу Камерун против Нигерии от 10 октября 2002 года, // Официальный сайт Международного суда в Интернете: www.icj-cij.org/docket/files/94/7453.pdf.
Александр МЕЗЯЕВ | 14.01.2013
Идет новый раздел "третьего мира". В отсутствие Советского Союза много более откровенный и нахальный, чем в благодушные времена, описанные стариной Форсайтом, когда сами заинтересованные стороны по умолчанию как бы оставались в стороне, выпуская на поле ландскнехтов, которыми, если что, не жалко было и пожертвовать. И в самом деле, утраченные за ненадобностью навыки шлифуются по ходу дела. И не на что пенять. Хозяева возвращаются в брошенные дома, снова ставшие нужными, указывая дворне её место, - только и всего.