модель Стивена Рейса

Сама модель была получена Рейсом путём опросов и наблюдений за 10 000 респондентов со всего мира, то есть это эдакий deux ex machina, где в роли "господа" выступают наши поступки, а виде "машины" — наш собственный мозг.

Итак, Рейс выделил 16 базовых мотиваций. Принципиально их можно рассовать по уровням "пирамиды Маслоу", но в модели Рейса они идут скопом, без слишком строгого разбиения на уровни. То есть, моделью Рейса вполне можно объяснить и Диогена, который не особо парился своим жилищем, но явно был заточен на самовыражение.

1. Принятие — потребность как принимать окружающий мир, так и видеть одобрении себя окружающими.

2. Любопытство — потребность в обучении и поисковой активности.

3. Пищевая мотивация — потребность в восполнении своих физических затрат.

4. Семья — потребность в воспитании детей и образовании устойчивой социальной группы.

5. Честь — потребность проявлять лояльность к традиционным и неформальным ценностям какой-либо социальной группы.

6. Идеализм — потребность в социальной справедливости.

7. Независимость — потребность к проявлению индивидуальности

8. Социальный порядок — потребность иметь организованное, упорядоченное и предсказуемое окружение.

9. Потребность в физической активности — потребность осуществлять

10. Власть — потребность влиять на других и навязывать свои желания и выборы.

11. Любовно-сексуальная потребность — потребность испытывать чувство привязанности к лицу другого пола.

12. Сохранение — потребность собирать и сберегать ценности (как с утилитарной целью, так и в рамках коллекционирования).

13. Социальный контакт — потребность в дружеских и прочих близких взаимодействиях. При этом, что важно, это не сексуальные и не родственные отношения, а именно отношения дружеской, равноправной природы.

14. Социальный статус и значимость — потребность в получении места в иерархии социальной группы.

15. Безопасность — потребность в сохранении своего физического и социального статуса.

16. Возмездие — потребность мстить и побеждать, наказывать своих обидчиков и поощрять помощников.