8-часовой рабочий день

“Сложно доказать влияние революции на изменения в других странах” – заметил один из собеседников.
И действительно, чем дальше мы отодвигаемся от событий того времени, тем сложнее представить влияние “отсталой России” на остальной “цивилизованный мир” ( где Россия, а где –США...)

Комментарий другого был еще интереснее:
“С экономической точки зрения основная историческая причина сокращения рабочей недели в развитых странах - это всё же рост благосостояния. По мере роста личных доходов домохозяйства просто увеличили долю досуга.”

И возражений на этот счет не последовало. Однако же, следовало возразить, потому что на самом деле, сокращение рабочей недели происходило отнюдь не потому, что рабочие, имея в своем распоряжении избыточные средства, имели желание их потратить и требовали время для досуга. В начале 20 века рабочим не хватало времени на восстановление своих сил.
Я как-то приводила содержание письма американского рабочего к архиепископу, он рассказывал о своем рабочем дне,и получалось, что у него было всего два часа, чтобы помыться и поесть, и не было времени на семью, на учебу на вечерних курсах, ни тем более, на веру и посещение церкви. Сокращение рабочего времени было в то время для рабочих условием выживания.

В России удовлетворение таких требований было достигнуто в результате революции, изданием декрета Совета Народных Комиссаров.
А в США, как это не удивительно прозвучит, самые значительные сокращения рабочей недели происходили в самые экономически неблагоприятные моменты, и происходило это не в результате приступов щедрости разбогатевших промышленников, а под натиском рабочего движения .

читать дальше

В России 60-часовая рабочая неделя снова стала реальностью, а бизнес делает упорные попытки закрепить ее на законодательном уровне.
В торговле без перерывов и выходных по-ударному работает молодежь, медики совмещают две, а иногда и три ставки, и живут на работе, рабочие и строители, лишенные профсоюзов, безмолвно отрабатывают сверхурочные, под страхом потери работы, ради того, чтобы просто содержать семью.
В это же время другая часть общества праздно потребляет продукт, созданный другими.

И когда Вам говорят, что для повышения оплаты труда и сокращения времени работы нет экономических условий, не верьте.
Дело не в отсутствии “достаточного благосостояния отдельных домовладений”, а в неготовности работников к самоорганизации и нерешимости идти до конца.

(с)