"Я, Леонид Борисович Красин, от имени Российской Торговой Делегации, продал "Джеймс Сегор и Ко" 8.000 (восемь тысяч) кубических метров клееной фанеры из березового, ольхового и осинового дерева..."
За этими сухими строчками договора скрывается одна из самых красивых побед отечественной дипломатии. Изящная, элегантная комбинация в два хода, проведенная торгпредом РСФСР в Лондоне Леонидом Красиным, буквально прорвала внешнеполитическую блокаду нашей страны в 1921 году.
Блокада была жесткой и глухой. Антанта не признавала Советское правительство "де факто" и "де юре", все торговые сделки с нами признавались недействительными, все наше имущество считалось принадлежащим бывшим владельцам. Этого мало - действовала и так называемая "золотая блокада". Суть ее в том, что ни один банк не мог принимать к оплате наше золото, ссылаясь на то, что "законные владельцы" могут предъявить на него претензии. То есть наше золото (а ничего другого от нас в оплату не требовали) могли просто взять и забрать без выполнения обязательств.
читать дальшеК 1920 году в капиталистических кругах, особенно в Англии, назрело недовольство блокадой - в русских товарах были заинтересованы все. Однако, серьезные политические причины препятствовали ее снятию. Нашему торгпреду Красину постоянно сыпались предложения по заключению полулегальных сделок, но он твердо отказывал - легко кинут и забудут. Правительственные круги Англии тоже прощупывали почву на счет заключения торгового договора, но выставляли самые неприемлимые условия, вроде признания всех долгов, возврата собственности бывшим владельцам и выдачи транспортных и промышленных концессий английскому капиталу. Наше правительство понимало, что даже убрав эти условия, англичане всегда могут просто конфисковать наши платежи. Кроме того, Красин был официально никем, статус его никто не признавал.
В апреле 1920 года он один начал решать все эти проблемы.
( Collapse )
20 апреля был подписан этот самый договор с Сегором о прставке фанеры. Сегор несколько раз приезжал в Ревель, забрасывал Красина и ВЦИК телеграммами - уж очень он хотел возродить свой старый бизнес с русскими. Ну что ж, пошли на встречу.
Дальше события развивались так.
В Лондон пришел груз этой самой фанеры. У Красина потребовали дать его осмотреть таможне и полицейским. Красин, разумеется, груз предоставил и пригласил репортеров и всех желающих. На ящиках стоял штамп "Венесты" - фабричная марка акционерного общества "Лютер" Старо-Русского фанерного завода. Руководство этого самого бывшего АО свалило из страны еще в 1917 году. В Лондон. О чем Красину было прекрасно известно.
Бывшие владельцы, совершенно естественно, обратились в суд. Суд рассматривал дело до октября 1920-го - Сегор нанял адвокатов. В октябре суд наложил арест на имущество. Сегор был в бешенстве, а Красин просто счастлив - включилось знаменитое английское право, которое, как известно, построено на прецеденте.
Красин был полноценным участником процесса. Как представитель правительства РСФСР. Не поняли? Английский суд, в своем решении, одной из сторон указал Правительство РСФСР - с юридической точки зрения это признание РСФСР де факто!
Как проходил процесс Сейгор-Лютер.
Напомним, что Сейгор купил у РСФСР через Красина фанеру, национализированную у Лютера. В августе 1920 года Лютер вчинил иск в лондонский суд. Суд первой инстанции рассматривал дело ДО заключения торгового соглашения РСФСР-Англия. Поэтому дело происходило так.
Адвокат озвучил позицию истца следующим образом: "В 1919 году какие-то русские (certain Russians), именующие себя комиссарами и претендующие на звание агентов республиканского правительства, незакономерно захватили завод истца в Старой Руссе и незаконно захватили склад досок при заводе. Истец утверждает, что никакого республиканского правительства не существовало ни фактически, ни по закону, и что подобное правительство не признано правительством Его Величества. Эти русские были просто разбойники и насильники (экие большевики-затейники)".
На этом основании истец просил о возвращении фанеры и возмещении убытков.
Адвокат ответчика возразил, что завод истцов в Старой Руссе был национализирован в силу декрета правительства РСФСР от 20 июня 1918 года, суверенная власть данного правительства распространялась на Старую Руссу и в силу этого декрета правительство РСФСР имеет право распоряжаться предметом разбирательства - сей фанерой.
В суд притащили этот самый декрет Совнаркома во французском переводе.
Судья сэр Рош декрет прочитал. Ну да - национализация. Сэр Рош попробовал идти по логике: принятие декретов - суверенное право правительств, иностранный суд не может входить в рассмотрение законности правовых актов суверенных правительств, значит признать декрет РСФСР незаконным английский суд не может.
Истец поднял вопрос о суверенности правительства РСФСР: "Раз Советская Россия не признана британским правительством в качестве независимого государства, то она не может быть признана судами Англии, которые в этом случае обязаны рассматривать прежнее положение вещей неизменными!".
Ответчик парировал тем, что РСФСР - объективная реальность, что британское правительство вело переговоры с Литвиновым об обмене военнопленными - значит оно признает РСФСР де факто!
Но у истца был хороший адвокат, он подготовился. Он заявил, что то, что происходит в России - это революция. Согласно международной практике, революция считается оконченной, когда вышедшее из революции правительство признается другими державами. Правительство РСФСР правительством Его Величества не признано, значит там еще продолжается революция. Далее адвокат вытащил прецедент времен революции в Американских колониях, а именно решение Верховного суда Соединенных штатов, согласно которому "суд обязан считать старый порядок вещей неизменившимся до признания нового правительства, вышедшего из революции".
Типа бах - шах и мат.
Но не на тех напали.
Адвокат ответчика заявил, что в таком случае суверен России - Николай Второй. А он мертвый, совсем, убили его. А труп ни правительство Англии, ни английский суд действующим сувереном признать никак не могут. Абсурд сие.
Адвокат истца сделал "эээ...". Кто-то сказал: "Временное правительство".
Стали рассуждать все вместе: признавала Англия Временное правительство? Если признавала, то Россия вышла из революции и правопреемник - Временное правительство. Но! Временное правительство действовало до созыва Учредительного собрания. Учредительное Собрание было созвано? Было. Но оно было распущено 13 декабря 1917 года большевиками. Большевики пришли к власти в результате переворота, который Англия не признает: значит суверен России - Учредительное собрание. Но его нет! Вот фактически нет! И в отношения с ним Англия не вступала.
Аааааааааа! У судьи сломался мозг и он объявил недельный перерыв.
Неделя не помогла. На втором заседании суд принял поистине мудрое решение - запросить британский МИД: признает ли Англия правительство РСФСР и является ли делегация Красина его законным представителем.
МИД выпал в осадок на месяц.
22 сентября суд получил совершенно запутанный и абсурдный ответ от секретаря МИД: "По поручению графа Керзона сообщаю Вам, что правительство Его Величества изъявило согласие на требование делегации мистера Красина представлять в Англии правительство России. Мне поручено сообщить Вам, что правительство Его Величества в известных пределах (for a certain limited purpose) рассматривает мистера Красина, как изъятого из юрисдикции судов, а также изъявило в известных пределах согласие на требование, чтобы то, что представляет в Англии мистер Красин, рассматривалось как правительство России. Но Его Величество никогда не признавало официально Советского правительства".
Можно убиваться об стену. А тут еще адвокат ответчика спросил, а кто тогда по мнению Англии привез фанеру в Лондон и откуда?
Думали что делать еще неделю, пока судья Рош не вынес решения считать РСФСР "иностранным сообществом, находящемся вне пределов Англии". А на фанеру он просто наложил арест и отправил всех в суд высшей инстанции.
Подробный разбор по "свежим следам" в статье Виктора Игельстрома "РСФСР перед буржуазным судом"- Международная жизнь, 1923,#1.
Керзон, Черчилль и Ллойд Джордж хором сказали "бл@ть!" и потащили Красина на встречу.
Встреч было несколько, на которых Леонида Борисовича мурыжили и так и сяк. За это время РСФСР разрулила все вопросы с поляками и заключила торговый договор с Эстонией. Давить стало не на что и время уходит - англичане засели с Красиным за договор.
Все это время на него давил Сегор - мол "давай подавать апелляцию! Тебя же де факто признали!". Леонид Борисович, однако, медлил и выжидал.
Наконец, после долгих споров, 16 марта 1921 года был заключен советско-английский торговый договор. Мы шли на ряд уступок, но получили главное: англичане гарантировали свободу нашим судам с торговыми грузами и стороны отказывались от реквизиций ввезенных товаров и золота.
Казалось бы победа? Так мог бы подумать легковерный читатель, но не Красин. Он знал, что любое лицо может через суд потребовать возврата ему бывшего имущества и создать тем самым прецедент. И выкидывай тогда договор на помойку. По этой причине он и медлил с апелляцией. Вот теперь они с Сегором ее и подали.
12 мая 1921 года апелляционный суд отменил решение по делу "Лютер-Сегор" и вынес новое, где указывалось, что поскольку Советское правительство признано де факто и правительство Англии заключило с ним официальный договор, то "ввозимые в Великобританию советские товары и золото считаются неприкосновенными". Все.
d_clarence(с)
Фанера в лондонском суде - РСФСР и Британия
"Я, Леонид Борисович Красин, от имени Российской Торговой Делегации, продал "Джеймс Сегор и Ко" 8.000 (восемь тысяч) кубических метров клееной фанеры из березового, ольхового и осинового дерева..."
За этими сухими строчками договора скрывается одна из самых красивых побед отечественной дипломатии. Изящная, элегантная комбинация в два хода, проведенная торгпредом РСФСР в Лондоне Леонидом Красиным, буквально прорвала внешнеполитическую блокаду нашей страны в 1921 году.
Блокада была жесткой и глухой. Антанта не признавала Советское правительство "де факто" и "де юре", все торговые сделки с нами признавались недействительными, все наше имущество считалось принадлежащим бывшим владельцам. Этого мало - действовала и так называемая "золотая блокада". Суть ее в том, что ни один банк не мог принимать к оплате наше золото, ссылаясь на то, что "законные владельцы" могут предъявить на него претензии. То есть наше золото (а ничего другого от нас в оплату не требовали) могли просто взять и забрать без выполнения обязательств.
читать дальше
За этими сухими строчками договора скрывается одна из самых красивых побед отечественной дипломатии. Изящная, элегантная комбинация в два хода, проведенная торгпредом РСФСР в Лондоне Леонидом Красиным, буквально прорвала внешнеполитическую блокаду нашей страны в 1921 году.
Блокада была жесткой и глухой. Антанта не признавала Советское правительство "де факто" и "де юре", все торговые сделки с нами признавались недействительными, все наше имущество считалось принадлежащим бывшим владельцам. Этого мало - действовала и так называемая "золотая блокада". Суть ее в том, что ни один банк не мог принимать к оплате наше золото, ссылаясь на то, что "законные владельцы" могут предъявить на него претензии. То есть наше золото (а ничего другого от нас в оплату не требовали) могли просто взять и забрать без выполнения обязательств.
читать дальше