Россия - удивительная и наша
На протяжении многих лет мои друзья и гости бесконечно задавали мне один и тот же вопрос: 'Вы же не тешите себя иллюзиями в отношении России, почему Вы продолжаете здесь жить?'. Или, скорее: 'Что компенсирует все те проблемы, что Ваша страна постоянно взваливает на плечи своих граждан?'. В Соединенных Штатах говорят 'эта страна' о своей родине, так они выражают закономерную гордость ею. Чем объективнее судишь о стране, тем лучше она кажется: так художник, чтобы полюбоваться картиной, отходит от нее на некоторое расстояние. В России сказать родину 'эта страна', значит выказать пренебрежение к ней, особенно, когда эти слова исходят из уст либералов. Некоторое время назад я предложил компромиссный вариант - 'эта наша страна'. Но объективация у нас не приветствуется, преобладает имманентность: мы любим эту страну не потому, что она именно эта, а потому что она - наша. 'Где родился - там и пригодился', - говорит русский добрый молодец. Менять свою родную землю на чужую так же нелогично, как пытаться сменить одно небо на другое (не случайно в России выражение 'под чужим небом' очень часто означает 'за границей': можно различать земли, но небо везде остается одним и тем же).
Так, давайте, перечислим, что же именно только Россия может предложить в награду за преданность своим мрачным просторам и славной истории. Я не буду говорить банальностей о языке - гибком, богатом, разнообразном - в этом нет ничего уникального. В одном из дагестанских диалектов существует около ста падежей, мне даже в голову не приходило, что с одним предметом можно делать столько вещей: у нас его можно только назвать, родить, дать, винить, сделать 'творцом' или локализовать с помощью предлога.
Красивые женщины? Их можно найти во всех обитаемых уголках планеты. Одной из отличительных особенностей России в первую очередь является ее протяженность: здесь можно найти все географические зоны, от пустыни до тропиков. Но, и это самое важное, Россия предоставляет уникальные возможности для путешественников не только в пространстве, но и во времени. Имея хорошую машину, можно менее чем за час попасть из начала XXI-го века (центр Москвы) в середину XVI-го века (пятьдесят километров от МКАД). Мы не принадлежим ни к Азии, ни к Европе, мы особенный, альтернативный мир; именно этим объясняется раздражение президента Путина, когда нам пытаются навязать восточные или западные рецепты. Иностранные модели нам не подходят, мы не идем ни по европейскому, ни по восточному, ни по третьему, но по первому и единственному пути циклического повторения одних и тех же предопределенных этапов. В этом одно из преимуществ жизни в России: в отношении главных вещей, она на сто процентов предсказуема, хотя ее взбрыки по мелочам очень трогательны.
читать дальше
Дмитрий Быков - писатель
www.inosmi.ru/stories/02/07/18/3106/240430.html