Недавний скандал вокруг «Маленького принца» (vad-nes.livejournal.com/360791.html) никак не желал вылезать из моей головы. Вроде бы ура, но от мыслей что ведь наследники и впрямь могли этого потребовать я никак не мог отделаться. И решил я как-то структурировать свои воззрения относительного авторского права. Обычно я это делаю задавая сам себе вопросы, и отвечая на них. И вот что получилось:

Вопрос первый. Почему людей, покупающих на развалах пиратские диски или скачивающих в Сети книги постоянно называют «ворами»? Я ведь ничего ни у кого не забрал, я заплатил деньги, в худшем случае – бесплатно сделал себе копию. Ответ сторонника авторского права обычно звучит так: «Вы вор, потому что деньги либо не заплатили, либо заплатили не тому, кому надо. Создатель шедевра ничего от вас не получил, а вы воспользовались плодами его труда».
Но ведь воровство – это незаконное изъятие, здесь же ни у кого ничего не убыло. По-моему, можно говорить в лучшем случае об упущенной выгоде, но не о воровстве. Мне скажут: «Ну пусть будет упущенная выгода. Это неважно, это вопрос терминологии. В любом случае у создателя шедевра не будет денег, и скоро он ничего создавать не сможет – пиратство разорит всех творцов и мир впадет в дикость». И здесь у меня возникает…

Вопрос второй: Если пиратство разоряет производителей культурных ценностей, почему доходы этих самых производителей неуклонно растут? Гонорары голливудских звезд с конца 90-х годов выросли раза в полтора. Примерно то же самое происходит и в родном отечестве, только быстрее.

Согласно Рейтингу журнала Forbes: «Российские звезды», совокупный доход 50 самых богатых звезд кино, спорта, литературы, поп- и классической музыки 2005 году составил $116 млн. А в 2007-м – уже $165 млн. Рост - 42%, то есть опять таки доходы выросли в полтора раза, но только уже всего за два года. Понятно, что это звезды, но ведь гонорары и рядовых исполнителей в тех областях, которые на подъеме – кино, телевидение, музыка, и т.п. отнюдь не уменьшаются. Мне известна лишь одна область культуры, где доходы создателей культурных ценностей падают – это литература. Но связано ли это с пиратством? И здесь возникает…


Вопрос третий
: А может быть, все дело в популярности тех или иных жанров?
читать дальше

И пусть вас не радует, что Моцарт и Бетховен умерли раньше – практически любая запись классического музыкального произведения попадает под копирайт, ибо исполнитель тоже проявил свое исполнительское искусство. И даже если с исполнителем договорятся – не факт. Вспомните историю о том, как BBC на сайте своего радиоподразделения BBC Radio 3 разместило в свободном интернет-доступе девять симфоний Бетховена, исполненных филармоническим оркестром самой BBC. Исключительно в целях культурного просвещения масс. И чем закончилось? Руководители музыкальных лэйблов устроили истерику, несмотря на всю абсолютную законность этого поступка. Управляющий директор компании Naxos Энтони Андерсон (Anthony Anderson) сказал, что ВВС как компания, получающая общественное финансирование, не может себя вести подобным образом, поскольку это приводит к девальвации ценности музыки, к тому, что публика сочтет бесплатную музыку – нормой и решит, что музыка ничего не стоит. Вскоре после этого свободная загрузка симфоний Бетховена была прекращена.


И я сижу и думаю над совсем уже параноидальными вопросами. А вдруг копирайт – это всего лишь возможность лишить нас хорошей и не устаревшей музыки, кино, книг и т.п.? Хотя бы затем, чтобы не возникали нелестные сравнения с сегодняшней попсой, в которую те самые корпорации влили немалые деньги. Оруэлл – дитя, ничего переписывать не потребуется.

Так или иначе, но факт остается фактом. Современная легальная индустрия не имеет возможности на законных основаниях предоставить людям доступ к культурным ценностям последнего столетия. Готовы это сделать только "пираты", которые, если называть вещи своими именами, являются сегодня культурными бутлегерами. Сокращенно – культурлегерами.

vad-nes.livejournal.com/363053.html?