Для польских художников, в отличие от африканских, ручное «сканирование» уже готовых афиш совершенно неприемлемо. Ибо, гордые. Как и большинство обитателей маленьких европейских стран, выползших из-под обломков тоталитаризма, живописцы не смогли изжить в себе чувство собственной важности.

Но учиться рисовать им пришлось именно в ПНР, в социалистических школах, обнесённых колючей проволокой и с пулемётчиками на вышках. Плохо нарисовал Фридриха Энгельса на уроке – получи очередь в спину! Дрогнула рука во время раскрашивания серпа и молота – кирзовым сапогом военрука в лицо!

Поэтому будущие художники, сжав зубы и сопя от унизительной обиды, кропотливо выводили волоски на бороде Маркса, а по возвращении домой запирались в ванной и тайком от родителей занимались там абстракционизмом. В чём, собственно, и преуспели…


Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая


«Любовь – штука опасная», – предупреждает польский художник. – «Подманит сиськами, а потом – как пизданёт». («Выпускник», The Graduate, 1967)

зря Вера Викторовна сокрушалась, с обложками её книг не всё так плохо, как могло показаться .