… Проблема не в том, что в бакс хомячить - выгоднее, а в том, что кредитовать - некого.
… Производство и бизнес в России слишком дороги для нынешних условий, риск кредитования слишком велик. И монетарными методами эти проблемы не разрешимы...
… Распутывать клубок надо с уничтожения монополизма, коррупции и воровства в бизнесе. … контор - которые хапали кредиты а затем разбазаривали и разворовывали их, рассчитывая на вечное продолжение банкета - тьма тьмущая, кредитовать их означает вылететь в трубу. А отделить зёрна от плевел сейчас слишком сложно...***
...Проблема не только в том, что кредитовать некого (хотя, конечно, с этим большие проблемы). А в том, что существует инструмент, в десятки, а то и сотни раз (по соотношению риск/доходность) более выгодный, чем кредитование.
… И до тех пор, пока рядом будут такие инструменты - никакое кредитование не запуститься…
Выход один - сбалансировать инструменты так, что бы кредитование вновь стало разумным и выгодным…
читать дальше
Слово сказано. Вот точка отсчета.
Эти две цитаты, как мне кажется, вполне четко обозначили суть происходящего.
С каждым из авторов я безусловно согласен.
А то что они высказывают противоположные точки зрения нас не должно смущать. Старую добрую диалектику еще никто не отменял...
Прав финансист, когда говорит: «я не понимаю, что будет с экономикой, и с нашей, и с мировой, мои прежние модели расчета кредитных рисков не работают... у меня исчезли внешние источники ресурсов, я должен отдавать долги; мои активы и залоги обесценились; чтобы восстановить капитал, чтобы удовлетворять банковским нормативам я должен был заработать, и, слава Богу, что ЦБ эту возможность мне предоставил своей «плавной девальвацией»… но даже сейчас я не могу сформировать кредитную политику…»
Прав и производственник, когда утверждает: «сама возможность получать деньги из денег с таким уровнем доходности, который предоставил банкам ЦБ приводит не просто к приостановке кредитования, а к высасыванию ликвидности из реального сектора.
Мы не можем предложить проектов с близким уровнем рентабельности. Их просто не существует.
Пока идет валютное ралли (и даже если оно закончится, но курсы останутся волатильными) - банки будут задерживать платежи и по согласованным проектам, ибо это им выгодно, а ставки по кредитам сравнивать с доходностью на финансовых операциях …
Такой рынок нас убивает. Было бы легче знать, что это враги народа, которых можно поймать и все закончится… Но если это заданные правила игры - значит надо менять правила.
Нужно либо создавать альтернативные контуры финансирования для ключевых отраслей, либо решительно менять практику банковского администрирования; пусть будут банкротства и национализации, пусть – потому что рыночные принципы в кризис не работают…»
Собственно, нечто подобное мы видим и в других экономиках мира.
Последние 2-3 месяца – это пауза.
Жизнь без событий. Безвременье.
Сводки о падении реального сектора. Сводки об объемах ликвидности, закачанных в банковские системы. Заявления политиков. Девальвации. Курсы. Котировки...
Все это лишь финансовые игры. Которые сами по себе ничего не значат, ибо сие просто перераспределение сжимающегося пирога…
Нет идеи!
Нет заявленной линии развития. Ее не может сформулировать "рыночный субъект"
Она может появиться лишь как государственная политика.
Собственно только в этом и состоит сейчас реальная претензия к нашему правительству…
Хватит «ждать» неизвестно чего (скорее всего – коррекции на комодах).
Хватит верить, что все как-то само по себе исправится, той самой невидимой рыночной рукой. Хватит управлять «тонкими настройками». Подкручивать винтики…
Пора брать в руки кувалду. Пора начинать реагировать с опережением.
Экономике нужна траектория.
Нужна доминанта. И правительство должно ее задать.
Сказать: наша главная задача в 2009-2010 году такая-то.
Неважно что конкретно – дороги ли, дешевое ли жилье, инфраструктура земель под строительство, или же нечто иное. Под задачу пойдут такие-то объемы средств, в такие-то сроки.
Главное обозначить линию, и заявить, что все бюрократические препоны на этом пути будут отброшены. Законы пересмотрены, сделки отменены. Если угодно – и препятствующие посажены. Тогда у субъектов экономики сразу появятся ориентиры. Станут ясны перспективные отрасли. Уточнятся риски, станут «считабельными» параметры проектов.
P.S.
И разумеется пора заканчивать игры c валютой.
Для стабилизации курса на выбранном уровне размер ЗВР совершенно несущественен.
Геращенко в начале 2000-х прекрасно справлялся с задачей, имея минимум средств в резервах.
Но, он не спал, и не менял ставки на пару процентов.
А действительно управлял двумя потоками – потоком валюты, поступающей на продажу (правила валютного контроля) и потоком свободной рублевой массы (уровень ликвидности, бюджетная дисциплина, размер налоговых изъятий)
Если для сжатия объема свободных рублей надо наказать банки, или субъектов экономики за задержки платежей, нецелевое их использование, задержки в выплате зарплат, или же отменить решения о размещении государственных депозитов, правила проведения денежных аукционов – надо это делать.
Если для гарантий поступления валютной выручки нужно снова ввести правила обязательной продажи (50%, 75%), наказывать за невозврат, восстановить разного рода ограничения по резервированию средств под импортные контракты – надо это делать.
Если убирать Игнатьева неполиткорректно, но есть возможность привлечь к делу ту же Парамонову (и консультанта – Геращенко), выкинув за дверь Улюкаева – надо это делать.Нужны шаги.
Нужен переход от стиля мирного времени, рыночных механизмов, монетарных моделей – к антикризисному администрированию.
(с) oldmen