Европейский Союз в воскресенье объявил почти триллионный "общак" для тушения финансового пожара на окраинах союзной территории. Несмотря на впечатляющие цифры, это не спасёт Европу от продолжения финансового кризиса и по крайней мере одного или нескольких суверенных дефолтов.
читать дальшеБольшинство финансовых кризисов можно разделить на две категории - "liquidity crises" and "solvency crises", кризис ликвидности и кризис финансовой состоятельности. Кризис ликвидности означает что в целом финансовая картина данного субъекта (страны или корпорации) сбалансирована по активам и пассивам, но есть временная несостыковка: например, по пассивам, финансовым обязательствам, нужно платить сейчас, а активы - долгосрочные, неликвидные, их нельзя быстро реализовать без большой потери в стоимости. В таком случае краткосрочные денежные вливания могут решить проблему, помочь пережить такой период временного дисбаланса активoв и пассивов.
Кризис состоятельности намного более серьёзен чем кризис ликвидности. Это не временный дисбаланс между активами и пассивами, а ситуация когда активы безнадёжно отстают от пассивов, и никакой перетасовкой и перераспределением в стиле Тришкиного кафтана - здесь отрезать, чтобы там пришить - ситуацию не исправишь, просто количество материи принципиально недостаточно на полноценный кафтан.
Любой агент (человек, корпорация, государство), переживающий финансовый кризис, старается убедить тех кто может предоставить ему помощь, в том что у него - кризис ликвидности, а не кризис состятельности. "Нет проблем, неделя до получки, сразу верну", - может пообещать ваш приятель, выпрашивающий тыщ десять в долг. Он может "забыть" упомянуть о том что он уже занял "до получки" у трёх других приятелей, а самой получки не будет так как его сократили на работе. На уровне корпорации или страны такая апология происходит не в виде небритой рожи соседа в трениках, а в виде красивых пауэрпойнт-презентаций, министров, советников, аналистов, пиар-менеджеров и прочей оравы болванчиков в дорогих костюмах, уверяющих что несмотря на временные трудности, они справятся с кризисом как только так сразу. Правительство может обратиться к МВФ или своим более сильным союзникам, но принцип остаётся тем же - "нет проблем, после получки сразу верну".
Гигантский европейский финансовый пакет, заявленный в воскресенье, на самом деле - огромная песочница в которую европейские лидеры прячут свои страусиные головы, поддерживая иллюзию что текущий кризис - это по прежнему всего лишь кризис ликвидности, а не состоятельности. Но это неправда.
По крайней мере в случае Греции дело давно уже не в ликвидности. Общее количество долгов, которые они умудрились набрать, и динамика этих долгов, намного превосходит уровень который они могут выплатить даже при благоприятном экономическом развитии. Проблема не в том что Греции нужна временная помощь чтобы перефинансировать краткосрочные долги под разумные проценты, пока рынок облигаций находится в панике и требует очень больших процентов. Проблема в том что Греция не в состоянии расплатиться ни под какие льготные проценты которые ей могут предоставить - даже с нулевым спредом по отношению к LIBOR или US Treasuries.
Кризис состоятельности можно преодолеть не так как кризис ликвидности. Проблема ликвидности в принципе решается перераспределением, перетасовкой активов (здесь отрезать, там пришить) - к этому относится перефинасирование, всякие краткосрочные займы под будущую получку, приватизация или распродажа чего-то не сильно нужного. В случае несостоятельности требуются более жёсткие меры. Эта проблема может быть решена только списыванием активов, их переоценкой в сторону уменьшения, приведением их к реальной, а не бумажной стоимости. Это - неизбежное крушение иллюзий, лопание пузырей. Вы думали что по этой облигации вам через год выплатят 100% от указанного на ней номинала. Увы, обстоятельства изменились, 100 не получается. Можем только 50 сейчас, или 80 с растяжкой на 20 лет, с низким купоном.
Это, в принципе, никакая не трагедия, а нормальная отработанная процедура, например, в виде корпоративного банкротства. Более того, это оздоровительная процедура, как вскрытие нарыва - сначала больно, но потом становится лучше. Если разгрузить корпорацию от излишних долгов, которые в силу разных причин стали неподьёмными, она из полудохлой загнанной лошади сможет стать вполне жизнеспособной, и в конце концов даже принести больше дохода инвесторам, чем до её банкротства. На уровне государства банкротство эквивалентно суверенному дефолту. Это тоже в конечном итоге оздоровительная процедура. Два крупнейших суверенных дефолта за последние 15 лет - в России в 1998 и в Аргентине в 2001 - после жестокой но кратковременной "ломки" позволили экономикам вздохнуть и обеспечили мощный подьём в последующие после дефолта годы.
Но хотя это может быть оздоровительной процедурой, она ещё и весьма болезненная и унизительная. Банкротство или дефолт - это признание больших ошибок, своей несостоятельности, тупикового курса. Руководителей выгоняют в отставку, и в долг в первые годы после банкротства или дефолта скорее всего никто не даст - что в общем правильно, как нельзя наливать бывшему алкоголику, недавно прошедшему интенсивную детокс-терапию. Дефолт так же означает что кому-то не достанется, инвесторам и кредиторам придётся смириться с потерей части стоимости по сравнению с её номиналом. И, естественно, почти все участники игры стараются избежать этого до самого последнего момента, даже когда всем ясно что это неотвратимо.
Некоторые читатели могут представлять себе объявленный "стабилизационный механизм" ЕС как большую кубышку сверкающую златом, или огромную кучу фишек на карточном столе: налетайте, спекулянты, смотрите какой у нас боезапас, отобьём любую атаку. Это вовсе не так. На самом деле это - комбинация финансовых гарантий, туманных обещаний и мыльных пузырей, общая реальная стоимость которых непонятна и сомнительна. Живых денег там не наберётся и десятой доли заявленного количества. Почти треть от этого количества, например, предполагается собрать с самих же стран которые находятся на острие кризиса. Ага, щас. Одно можно сказать точно: никакой триллион реальных денег никому не дадут. У Европы его реально и нет.
Совокупный обьём долгов только самых проблемных стран (PIIGS, плюс всякие восточноевропейские Элбонии) составляет несколько триллионов долларов, всей Европы - счёт идёт на десятки триллионов. Большая часть этих долгов взаимна, находится внутри самой Европы. Казалось бы у Европы в целом нет большой проблемы внешнего долга, теоретически её можно распутать внутри ЕС, всякими взаимозачётами и т.д. Но проблема не столько во внешнем долге, сколько в долгах и обязательствах в целом. В финансовой системе ЕС долговых обязательств намного больше чем совокупная экономика Евросоюза сможет выплатить в будущем.
Как я уже писал, никакого закона сохранения денег в экономике не существует (кроме поля простых бухгалтерских операций). Деньги и их многочисленные эквиваленты могут появляться практически из ниоткуда, обмениваться друг на друга, циркулировать по всей финансовой сети, и так же исчезать в никуда. Какие-то клоуны во время представления могут разбросать разноцветные бумажки, которые публика почему-то примет за настоящие денежные купюры, впадёт в массовую эйфорию и будет радостно засовывать их в бумажники, обменивать и тут же тратить на модные одёжки, машины и бриллианты, брать под них большие кредиты. Но часы пробьют полночь, и купюры превратятся в обрывки газет и резаную цветную бумагу. Примерно это же происходит и в экономике, где объём финансовых обязательств (и сделанных под них покупок, взятых кредитов) значительно превышает долгосрочные возможности их выполнить. Долги не обязательно должны быть внешними, чтобы быть неподъёмными. Когда-то наступит отрезвление и многие обнаружат у себя в кошельках резаную бумагу. Отрезвление будет тяжёлым но неизбежным.Дефолт - кульминация финансового кризиса, списывание активов - должен включать в себя несколько важных шагов. Профессионал, наверное, сформулирует это по-другому, но я объясню по рабоче-крестьянски - по аналогии терпящим бедствие кораблём. Во-первых, надо сбросить балласт, тот груз который невозможно удержать - обозначить те долги по которым объявляется дефолт, по возможности с наименьшим ущербом для финансовой системы. Во-вторых, закрепить, хорошо привязать, то что можно удержать - выбрать обязательства по которым дефолта не будет. В третьих, заделать пробоины, вычерпать воду и выправить курс корабля, в его уже облегчённом состоянии. Например, во время российского дефолта 1998 можно найти все три вышеупомянутых элемента.
читать дальше
Во-первых, было объявлено немедленное прекращение выплат по ряду долгов - прежде всего ГКО, а так же старые советские долги (уже рестуктурированные). Во вторых, выбрано то по чему дефолта не было - например, российские евробонды а так же долги МВФ и другим международным организациям. Рынок в начале не поверил что по ним не будет дефолта, и их стоимость упала катастрофически; но выплаты по ним никогда не прерывались. В третьих, заделать утечки, вычерпать воду, стабилизировать курс корабля. Прекратились утечки - трата ресурсов - на поддержку курса рубля, т.е. девальвация. Во вторых, указ о запрете банкам на 90 дней платить по своим внешним обязательствам, иначе финансовая система упала бы полностью. Ну и Минфин и Центробанк почти вручную распутывали кризис неплатежей позникший после дефолта.
В американском финансовом кризисе 2008 года можно найти похожие элементы. Чему-то дали утонуть (Беар Стернс, Леман), других наоборот спасли (всякие AIG, Сити, Фанни Мае фактически полностью национализирована). И, в-третьих, в систему были вброшены огромные средства чтобы предотвратить её коллапс. Некоторые потом обвиняли власти в том что они дали утонуть Леману и BS, а если бы спасли их, то такого кризиса бы не случилось. Скорее всего это неправильно: спасли бы Леман, утонуло бы что-то другое. Но нарыв должен быть прорван, value destruction должно было случиться; но в каком именно месте оно произойдёт - это уже стечение обстоятельств, случайностей и шкурных интересов.
Европа пока пребывает в иллюзии что она может обойтись без value destruction, сохранить весь груз полностью. Т.е. не сбрасывать в море часть груза, а перетасовать его по палубам, и продолжать вычерпывать воду, не заделывая пробоины. Такой подход характерен для кризиса ликвидности, а не кризиса состоятельности. Цифры, по крайней мере по Греции, говорят что это не правда, как бы ни пыжились европейские лидеры и Трише (председатель Центробанка). По другим странам ситуация менее ясная. Ни у кого из них финансы не так ужасны как в Греции, но динамика плохая у многих. Если (точнее, когда) в Греции случится дефолт, она резко ухудшится ещё у нескольких стран.
Теоретически у Европы хватит денег чтобы просто поддерживать одну Грецию на плаву достаточно долго. Но ЕС - вовсе не единое государство, и желание спасать Грецию ценой очень больших средств уже на грани исчерпания. Даже пока скромное реальное участие Германии в финансовой помощи Греции вызывает острейшую критику внутри страны, и уже стоило Меркель поражения на местных выборах 9 мая. Дальше будет только хуже.Европе нужно избавиться от иллюзии что у неё по прежнему только кризис ликвидности, а не состоятельности и что она может не допустить суверенных дефолтов на своей территории. С другой стороны, она должна понять, что дефолт - вовсе не конец света, а наоборот, возможность для очищения и обновления. Евро как общую валюту вполне можно сохранить и в долгосрочном плане даже укрепить. Но чем-то придётся пожертвовать, и в немалой степени. Именно об этом должны думать европейские лидеры, а вовсе не о поддержании вредных иллюзий и "потере лица". Но это уже другой разговор.
http://anonimusi.livejournal.com/