Но для начала обращу ваше внимание, что я буду говорить не об общем развитии и не о «развивающих» играх и игрушках – у нас так каждая вторая нонче называется и не о простых детских клубах т.н. "развивалках", а о методиках и программах раннего развития, разработанных мозголомами и призванными всячески интеллектуально развить дошкольника - хитрыми, но действенными путями обучить его навыкам сильно опережающим сверстников.
читать дальшеА так же об учебных заведениях для дошкольников, в которых готовят «маленьких гениев» и «вундеркиндов» талантливые и опытные педагоги, которые правда могут вложить что-то большое и сложно в голому маленькому 4-х-летке.
Я против. Категорически
против любых развивающих методик сильно опережающих естественную физиологию ребенка.
читать дальше
В силу специфики работы, я и в личной практике и в общении с коллегами сталкиваюсь не только с нормой, но и с тем как может быть если родители перегнули палку или ребенок оказался немного чувствительнее и восприимчивее чем абстрактная средняя норма.
У меня лично было 2 совсем крайних случая.
Один с ребенком 7 месяцев как раз пресловутыми карточками Домана + ещё несколько других методик. Родители усиленно занимались с ребенком, по всем рекомендациям из пособий, сами они вполне нормальная благополучная пара, не маньяки, любящие, образованные родители. Ребенок тоже вполне нормальный, обычный. Как говориться, ничего не предвещало. Но в один прекрасный момент ребенок стал кричать ночью во сне не просыпаясь, со спазмированными напряженными мышцами и по несколько минут не реагируя на попытки разбудить. Родители прошли врачей, обследовались у невропатолога, пробовали успокоительное, купание в травах и проч. В итоге с диагнозом «здоров» дошли до психолога и довольно быстро обнаружилась причина. Это типичный вариант невроза у младенца. Снять удалось тоже быстро, в данном случае ничего сложного не понадобилось, но я честно говоря не знаю скажется этот эпизод на психике человека в будущем или нет.
Другой случай с ребенком 5 лет, его готовили к школе, супер-программа в супер-подготовишке, чтение, счёт, языки, театральные занятия и ещё всякого до кучи. Тоже вполне нормальная, адекватная, полная семья. Тоже вполне нормальный, обычный ребенок. Хорошая подготовишка с квалифицированными педагогами, продуманными программами. Опять ничего не предвещало, но в один прекрасный момент ребенок отказался разговаривать и начал писать по ночам в постель. Тут всё выяснилось раньше, чем пошли по врачам – ребенок уже большой и мог сам за себя постоять – он в добавок к соматическим симптомам невроза просто на отрез, до истерик отказался ходить на занятия и делать домашние задания. Но тут проблема была с мамой – она долго отказывалась верить, что селективный мутизм и ночной энурез связаны с учебной нагрузкой. Но когда её удалось убедить и начать работать с ней и ребенком, проблема невроза ушла.
Это два крайних случая выраженного невроза у детей вызванного непосредственно несвоевременной учебной, познавательной нагрузки. А более мягких вариантов с размытой, не чёткой, не настолько выраженной симптоматикой и в моей практике и в практике коллег – полно.
Конечно на одного ребенка с неврозотизацией той или иной степени возникшей от супер-методик найдётся пара десятков детей у который всё в полном порядке, которые оказались вполне стойкие, покрепче любого взрослого и всё лишнее сами отфильтровали, впитали только тот объём знаний, который был по силам. Но вот фишка в том, что заранее по ребенку не скажешь он из этих пары десятков или из тех единиц, которые отфильтровать не смогли и приняли в голову весь объём предлагаемых знаний. Принять приняли, а уместить толком некуда – шкафы да кладовые где это всё хранится должно не построены пока. Хорошо слаженная методика доставила информацию в мозг, но там она свалилась кучей на проходе и ни туды ни сюды. И здравствуй невроз, обычно вялый и не явный (тем опаснее – его родители по долгу не замечают, не ищут причин списывая на очередной «кризис» или какие-то иные причины), а бывает и такой «красивый» как в тех двух эпизодах. И никто не возьмётся сказать отразится или нет пережитый стресс на способности или мотивации к учёбе или психике взрослого человека, его стрессоустойчивости, например.
По этому моя личная материнская и профессиональная позиция однозначна – не пользоваться клёвыми развивающими методиками, которые сильно опережают и форсируют естественное развитие и не практиковать учебную «типа школьную» деятельность на дошкольнике. На мой взгляд, риск совершенно не оправдан.
http://tehhi-karamir.livejournal.com/231470.htmlв комментах есть интересные рассуждения о сказках, подходящих и не подходящих для чтения маленьким детям.