понедельник, 28 ноября 2011
28.11.2011 в 13:35
Пишет
Jenious:
Я-то думал, что "Жила была одна баба" получится похабной агиткой, а вот тут человек пишет совсем иное:
http://anglares.livejournal.com/20296.htmlЭтот фильм является ярким примером того, как талант и мастерство творца, порой вступают в конфликт с сугубо конъюнктурными целями создания его произведения – и побеждают в этом конфликте. Сама тема данного фильма, интервью самого Смирнова с рассуждениями о дореволюционном русском крестьянстве как «сердцевине национальной ментальности», впечатляющий перечень спонсоров фильма – все говорит о том, что он был призван стать очередной поделкой о кровавых большевиках погубивших святую Русь. Однако подойдя с исключительной тщательностью и добросовестностью к реконструкции быта предреволюционного крестьянства, вплоть до воспроизведения актерами тамбовского диалекта – создатели фильма в результате ярко и зримо показали подлинный облик этой «святой» Руси и ее «сердцевины». В своем интервью Смирнов с возмущением говорит о том, что «Ленин ненавидел крестьянство лютой ненавистью, впрочем, как и Горький», однако после просмотра фильма можно лишь недоуменно спросить: а в чем они, собственно, были неправы? Слова Горького «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа. Когда в «зверствах» обвиняют вождей революции - группу наиболее активной интеллигенции, - я рассматриваю эти обвинения как ложь и клевету, или как добросовестное заблуждение.» - могли бы стать эпиграфом для этого фильма, ибо каждый кадр подтверждает их правоту.
читать дальшеПосле просмотра первой «дореволюционной» серии фильма, живописующей традиционный крестьянский мир во всей его жестокой темноте, диких суевериях, господстве звериного инстинкта собственника, черствости к ближним и безжалостности к слабым – вряд ли кто станет жалеть о гибели русской деревни. Разве что какой-нибудь эстет-этнограф, завороженный самобытностью утраченных обрядов и ушедшего в историю жизненного уклада, но такому эстету кто-нибудь из героев фильма мог бы ответить цитатой из известного художественного произведения, написанного десятилетие спустя после происходящих в фильме событий: «Это вам красота, а нам здесь жить». Особенно ярко в первой части фильма явлен подлинный образ традиционной крестьянской семьи с ее развращающей абсолютной властью хозяина, отсутствием малейшего подобия искренней душевной близости друг к другу, глубокой безнравственностью кроющейся за показным благочестием – что весьма актуально в связи с распространенной сегодня идеализацией традиционной семьи как некоего утраченного гармоничного идеала.
Разумеется, во второй «послереволюционной» части фильма жестокости и насилий еще больше. Разумеется, в сценах зверств, творимых большевистскими карателями, чекистами и продотрядами нет недостатка. И если смотреть на большевиков глазами главной героини – они действительно выглядят воплощением зла. Но совсем иначе видится происходящее на экране если не забывать, что эти страшные и безжалостные «куманисты» сражались в том числе за то, чтобы внучка главной героини выросла не «бабой, чье место там где ее мужик», а свободной гражданкой с образованием, самостоятельно избранной профессией, декретным отпуском и детсадом для детей и т.п. – для которой все ужасы традиционного патриархального быта станут чем-то бесконечно далеким, давно оставшимся в глубине веков.
Фильм завершается аллегорической сценой великого потопа и ухода деревни под воду – аллюзией на легенду о сокрытом под водой «от грехов людских» Китеже, услышанную главной героиней на богомолье в первой части фильма. Но только что понаблюдав истинный облик этого дикого и изуверского «китежа» нельзя не признать – потомки его обитателей должны быть бесконечно благодарны затопившей его грозной очищающей стихии революции – несмотря на всю кровь и страдания, принесенные ей.
Только вот хотя традиционный крестьянский мир и ушел под воду истории – а все же много оставшегося от него сора и гнили всплыло наверх. А в последнее время и вовсе вода обмелела, и кажется что гнилые остовы строений «китежа» вот-вот покажутся над ее поверхностью. Кто бы снова разверз над Россией стихию очищающего потопа… URL записи
@темы:
история,
Россия,
интересно,
не моё,
общество