понедельник, 11 августа 2014
Больше всего в донбасской войне меня поражает то, что несмотря на все бои и обстрелы, порой принимающие крайне ожесточённый характер, до сих пор курсируют поезда по основным направлениям. Пусть с задержками, но ходят и приходят на место назначения. Это как если бы в феврале 1945-го, во время Восточно-Прусской операции, ходили бы курьерские поезда Москва - Кёнигсберг или через зону боёв советских войск и вермахта проходили бы транзитные составы Ленинград - Штеттин.
Можно, к примеру, из Питера свободно купить билет в ад - до Донецка. На любой выбранный день, состав УкрЗализницы. Несмотря ни на что, полноценное сопряжение систем бронирования РЖД и УЗ осталось и работает, и ходят составы. Вот, даже и на завтра:
2. Ещё удивительней то, что места в плацкарте заполнены почти полностью! Причём я проверял: может быть, это только до Белгорода, или даже раньше? А дальше нет? Оказывается, и дальше вполне себе заполнены. То есть, кто-то всё равно пользуется поездом - уже на внутреннем плече УЗ Харьков - Донецк. И затем пассажирский состав преспокойно приходит на вокзал Донецка.
Если где-то взорвано (а рельсовая война идёт пульсирующе), то диспетчера просто меняют маршрут следования и пользуясь чрезвычайно густой сетью ж/д, проводят поезда по другим путям/линиям. В том числе и по зоне контроля новороссийских ополченцев. Так что, я полагаю, есть какая-то непубличная договорённость о том, чтобы не трогать поезда УЗ/РЖД. Иначе бы мы давно уже созерцали ужасы взорванных или пущенных под откос пассажирских поездов.
Иногда, впрочем,
поезда отменяют или укорачивают - по причины вывода из строя инфраструктуры:
"
В результате боевых действий пострадала железнодорожная инфраструктура на участке Рутченково-Мандрыкино-Доля. В связи с этим с 9 августа отменен поезд №84 сообщением Мариуполь-Киев" (УНИАН)
читать дальше
Также вчера (9 авг) укоротили поезда №78 Мариуполь - Москва и № 69 Мариуполь - Донецк - Львов (будут временно отправляться со станции Донецк). Расшифровываю для непонятливых: из воюющего прифронтового Донецка и посейчас можно уехать на прямом поезде и во Львов и в Москву. И в Санкт-Петербург тоже. Восстановительные поезда УЗ работают также на всю катушку, постоянно чиня взорванные пути и малые мосты/трубы. Сейчас у них чуть ли не круглосуточная вахта. Жаль только, про всё это не пишут, зациклившись только на военной стороне дела.
Некоторые поезда пропускаются даже до станции Краснодон (!), что в самой глубине зоны контроля ЛНР и почти у границы с Россией. Как решается вопрос контроля таких сообщений с территории Украины, я не в курсе. С товарными поездами сложнее: пока что парализован чаплинский ход, главный для грузового сообщения из Донбасса. Впрочем, предприятия и шахты Донбасса сейчас ударными темпами разрушаются, так что и потребность в движении очень скоро будет гораздо меньше. Раза в три-четыре меньше, чем при бестолковом "тиране"-Януковиче и Старой Украине.
Частично сохранилось и пригородное сообщение (!!!), тоже по волшебству не ведающее границ фронтов:
Пригородные поезда Донецкой железной дороги курсируют на участках: в Донецкой области на участках Мариуполь - Волноваха - Донецк - Ясиноватая, Авдеевка - Красноармейск - Чаплино, Ясиноватая - Константиновка - Славянск - Красный Лиман; в Луганской области на участках Родаково - Луганск, Сентяновка - Родаково, Коммунарск - Родаков. (+)
3. Одной из главных потерь ополченцев в конце июля стала узловая стратегически важная станция Дебальцево. Кроме того, там же проходила одна из двух главных автодорог, связывающих ДНР и ЛНР через Енакиево - Алчевск (которые, напомню, так и не объединились, несмотря ни на что).

Впрочем, потеря станции как узла для Новороссии не была особо важна: так как все отряды ополчения, как донецкие, так и луганские, не используют железнодорожный транспорт для своих целей. От слова вообще. Ни для переброски бойцов, ни для переброски тяжёлой техники. Кроме, разве что, "гуманитарных" грузов. Парадокс: посреди независимых республик преспокойно функционирует инфраструктура, подчиняющаяся вражеской стороне, пронизывая буквально всю их территорию контроля. Правда, не совсем преспокойно: военные действия сужают пропускную способность линий и периодически выключают на несколько дней какие-то участки - и тем не менее движение УЗ стабильно сохраняется. Как будто бы нейтральный Викжель проводит свои поезда между белыми и красными в 1919-м.
Этот парадокс деятели Новороссии пытались решить в свою пользу ещё в мае (20 мая, до выборов Порошенки), в романтический невоенный период - однако ничего не вышло. "Гражданская" часть деятельности по строительству Новороссии оказалась провальна, как показали последующие события. Толком ничего не построили, и к тому же всё время продолжалась мутная чехарда с кадрами, постоянно тасуемыми. "Твёрдая рука" так и не появилась, единоначалие, так важное в кризисно-военное время, не состоялось.
Так вот, контроль над железными дорогами не увенчался успехом - и началась "рельсовая война". К концу июня она достигла пика, а потом незаметно пошла на спад, несмотря на эскалацию военных действий. Для меня очевидно, что такое странное положение дел - на 90% результат непубличных договорённостей, а не случайность. УЗ держит нейтралитет, обеспечивая пассажирское сообщение через линию фронтов, и в том числе внутри ДНР/ЛНР, а стороны меж тем воюют, кровь льётся рекой. Такая вот интересная война.
Вот, из свежего, как пример:
В связи с боевыми действиями с 6 августа отменяется курсирование поезда №764/765 сообщением Днепропетровск - Донецк. Также с 9 августа отменяется курсирование поезда №134/133 сообщением Киев - Ясиноватая отправлением из Киева и с 10 августа отправлением из Ясиноватой.
Вместе с тем с 9 августа назначается курсирование поезда №126/125 сообщением Киев - Ясиноватая. Периодичность курсирования - ежедневно, составность - 14 вагонов (8 плацкартных, 5 купейных и 1 класса люкс). Отправление поезда №126/125 из Киева начиная с 9 августа в 14.24, прибытие в Ясиноватую в 5.12. Отправление из Ясиноватой начиная с 10 августа в 18.34, прибытие в Киев в 9.40.
(напомню, Ясиноватая - под контролем ополченцев, и все эти поезда идут через линию фронта)
4. Узел Дебальцево с ж-д точки зрения. Не самый маленький, но важен больше как развилка магистральных линий.

5. Дебальцево также интересно с точки зрения нарастания т.н. "новороссийских сказок". Картографы, рисующие общие схемы для "болельщиков Новороссии" в Интернете, долго не решались признать его потерю на карте, и клепали фантастические схемы из параллельной реальности не менее 10 дней. Вот на схеме 6 августа (длинная красная стрелка от меня) оно ещё отмечено как будто бы в Новороссии, хотя ещё 28-30 июля они были выбиты из города и станции частями ВСУ.
6. При этом, одновременно захожу на кассадовский "Военный маркер", и смотрю, что же с Дебальцево. Там пишут русским языком, что на 30 июля "почти полностью контролируется ВСУ".
Однако гораздо серьёзнее ситуация около Донецка.
Там находится одна из самых густых и сложных конфигураций ж/д сети в экс-СССР. Может быть, даже самая-самая, после московского узла. Станция Ясиноватая, примыкающая с северу к Донецку - одна из пяти самых огромных в позднем СССР (в компании со Свердловском-Сорт., притюменской Войновкой и др.). Именно там сортировался промышленный трафик с мощного донбасского промышленного комплекса.
(c)
@темы:
интересно,
не моё,
война,
Украина