Внимание!
воскресенье, 18 ноября 2007
Знания в массы!
Обзор мировых рынков за 11 - 17 ноября 2007 года
читать дальшеДобрый день. На минувшей неделе политические новости снова ушли на второй план – хотя эксперты отметили интервью главы Центрального командования, управляющего военными операциями США в регионе Среднего Востока, адмирала Уильяма Фэллона – он достаточно ясно дал понять, что какой бы то ни было удар по Ирану не входит в ближайшие планы Америки, потому как Иран-де стал неплохо себя вести. Наблюдатели вздохнули с облегчением и, ненадолго задержав мрачно-обречённый взгляд на Пакистане, сосредоточились на экономической канве – которая, как обычно, была весьма богата и местами драматична.
Обеденный скандал
Китайские новости снова стали объектом пристального взгляда комментаторов – больно уж сильное впечатление они производили. Ещё в прошлые выходные Народный банк КНР повысил для банков норму резервирования – уже в девятый раз в нынешнем году; теперь означенная норма достигла 13.5%. Этого, однако, недостаточно: в октябре потребительская инфляция достигла 11-летнего максимума 6.5% против того же месяца прошлого года; розничные продажи в середине осени снова ускорились, так что их годовой прирост составил уже 18.1%. Эксперты не видят серьёзной альтернативы очередным шагам центробанка по ужесточению денежной политики – поднятие ставок ожидается со дня на день. Рынки оставались крайне нервными по этому поводу – Шанхайская биржа в понедельник упала на 4.8%, а акции второго эшелона (по ним есть отдельный индекс) подешевели сразу на 7.3%. При этом не меньшее внимание приходилось уделять заявлению официальных лиц: после переполоха, вызванного на предыдущей неделе неосторожными комментариями насчёт диверсификации валютных резервов, все ждали какого-нибудь продолжения – и дождались: выступая в телепрограмме государственных китайских новостей, некие «эксперты по управлению накоплениями» активно посоветовали рядовым гражданам КНР уходить из долларовых активов, предпочитая им родные юани или на худой конец евро и фунт. И хотя зампред центробанка Йи заявил, что при любой диверсификации доллар безоговорочно останется главной резервной валютой КНР, эксперты не стали слишком доверять этому утверждению – хотя бы потому, что произнесено оно было в Вашингтоне.
В Японии на некоторое время интерес наблюдателей привлекло развитие событий в скандале вокруг правительственного оборонного ведомства. Содержание темы вполне типично для коррумпированных японских чиновников: расследование показало, что означенное ведомство странным образом активно предпочитало одного поставщика оборудования всем остальным – ну и, как всегда, лишь случайным совпадением следует считать тот факт, что именно этот поставщик регулярно приглашал отобедать высоких чинов ведомства, заодно одаривая их скромными подарками. Поставщик по имени Мотонобу Миязаки (между прочим, ему 69 лет) был, однако арестован – и в рамках расследования в суд вызвали бывшего главу Агентства обороны Такемаса Мория. Будучи под присягой, тот поклялся, что никакого фаворитизма в его действиях не было – но всё же вынужден был назвать тех чиновников, которые были приглашены на взаимовыгодные обеды; особенный же интерес прессы к этому скандалу вызвало то, что одним из таких людей оказался тогда генеральный директор Агентства, а ныне министр финансов Фукусиро Нукага, засветившийся в этом деле 2 года назад. Разумеется, эти откровения были встречены весьма ехидными комментариями оппозиции и СМИ – впрочем, либерально-демократической партии к таким событиям не привыкать, так что встречены они были с ледяным хладнокровием.
Столь же спокойно все реагировали на вполне очевидные итоги заседания Банка Японии: ставки были оставлены равными 0.5%, глава центробанка Тосихико Фукуи сослался на нестабильность финансовых рынков и возможный кризис штатовской экономики, его зам Тосиро Муто предложил «хорошенько проанализировать все риски», а упорный диссидент Ацуси Мизуно (постоянно голосующий в пользу увеличения ставок) мотивировал свою позицию надобностью любыми средствами урезать избыточную ликвидность мировой финансовой системы. Происходило это всё на фоне изрядных колебаний курса йены, вызванных массовым закрытием позиций кэрри-трейд; помимо бардака на финансовых рынках, этому способствовало также погашение Штатами своих облигаций на сумму около 50 млрд. долларов и заодно купонные выплаты размером примерно в 20 млрд. – поскольку значительной долей бумаг владеют японские инвесторы, часть полученной суммы они переводили в родные йены. Такие бурные движения на валютном рынке вызвали весьма разноречивые комментарии: глава аппарата Кабинета министров Ноботуку Мачимура сказал, что сильная йена – это хорошо; однако его шеф, премьер Ясуо Фукуда, заметил, что усиливаться йена могла бы и помедленнее; ну и, наконец, замминистра финансов Хироки Цуда решил не вступать в споры политических тяжеловесов и ограничился рутинной фразой «мы внимательно отслеживаем разные движения рынков». Экономические показатели Японии были неплохими – ВВП в третьем квартале вырос на 0.6% ко второй четверти года и на 2.7% к третьему кварталу 2006 года, а отпускные цены производителей показали в апреле годовую прибавку на 2.4%; однако оптимизм экспертов отравила статья в Financial Times, согласно которой три крупнейших банка страны – Mizuho, Shinsei и Aozora – понесли изрядные убытки из-за неумеренных пакетов связанных с американской ипотекой ценных бумаг; по мнению аналитиков, на следующей неделе о подобных же неприятностях объявят ещё две могучие финансовые группы – Mitsubishi UFJ и Sumitomo Mitsui.
Ипотечные убытки
Континентальная Европа была весьма небогата на новости – разве что эксперты отметили заседание Еврогруппы, которая дала понять, что её волнует дорогое евро только против юаня, но эта проблема обсуждается в ходе «конструктивного диалога с китайскими друзьями»; впрочем, такая постановка вопроса имеет право на жизнь – хотя бы потому, что сейчас уже более половины внешнеторгового профицита КНР приходится именно на ЕС. Ещё публику повеселил глава европейского департамента МВФ Михаэль Депплер, который назвал доллар переоцененным – занятная мысль. Британские новости были куда многочисленнее и содержательнее – да и разнообразнее: они простирались от октябрьского подскока розничных цен (на 4.2% против того же месяца прошлого года) до фиксации случая птичьего гриппа на индюшачьей ферме в Саффолке. Понятно, однако, что главное внимание уделялось ситуации с банками в свете развивающегося кризиса – о серьёзности которого косвенно свидетельствовал Банк Англии своим инфляционным отчётом, где неявно допускались снижения базовой ставки в более-менее близком будущем. Больше всего новостей (особенно отметились Times и Wall Street Journal) было про крупнейший в Европе Гонконгско-шанхайский банк (HSBC), отчитывавшийся за третий квартал – как следовало из отчёта, размер его списаний убытков составил 3.4 млрд. долларов, каковой суммой вовсе не исчерпываются сохраняющиеся проблемы. Слухи о жутких убытках Barclays настолько достали этот банк, что он срочно подрядил своего аудитора, с помощью которого бодро отрапортовал о списании «всего лишь» 1.3 млрд. фунтов (2.7 млрд. долларов) за период с июня по октябрь – рынок был счастлив. Впрочем, недолго – Daily Telegraph опубликовала статью, которая очертила допустимые масштабы списаний убытков ведущими банками: согласно официальным правилам, чистый капитал банка (часть собственного капитала, использование которой не влечёт за собой прекращения работы компании) должен составлять не менее 4% его рисковых активов – так вот, означенный Barclays может пасть ниже этой величины, если будет вынужден списать ещё 6 млрд. фунтов убытка; для Royal Bank of Scotland ситуация много хуже – уже 1 млрд. фунтов выведет его за пределы допустимого.
В Штатах с четверга прошлой недели введено новое правило финансового учёта, согласно которому все экзотические долговые обязательства (включая ипотечные кредиты низкой категории надёжности) следует учитывать по их рыночной стоимости – что сразу же должно уменьшить стоимость активов американских банков примерно на 400 млрд. долларов. В самом тяжёлом положении находится банк Citigroup, который списал в третьем квартале 1.8 млрд. долларов, в четвёртом собирается лишиться ещё 8-11 млрд. – и это ещё далеко не всё; у швейцарского банка UBS эти величины составляют 3.5 и 7.1 млрд. долларов соответственно. Ищущие выхода из кризиса инвестбанки иногда находят оригинальные решения: так, Merrill Lynch назначил своим главой президента Нью-Йоркской фондовой биржи Джона Тэйна. Журнал Fortune уличил полугосударственную компанию Fannie Mae в попытке скрыть свои убытки посредством «изменения методики расчёта» некоторых финансовых показателей. Кризис распространяется за пределы обычных секторов: например, онлайновый брокер E*Trade баловался рискованными вложениями в ценные бумаги – и теперь получил изрядные убытки, вследствие которых его акции рухнули в 2.5 раза. Облигационный инвестиционный фонд корпорации General Electric потерпел убытки вследствие финансового кризиса и теперь готов позволить своим пайщикам вывести свои средства, возвращая им лишь по 96 центов на каждый вложенный доллар. В таких условиях даже не очень высокие убытки Bank of America рынок воспринимал как неплохую новость – и уж тем более относительно оптимистичные заявления Bear Stearns, J.P. Morgan Chase и Goldman Sachs. В целом, по оценке Deutsche Bank, из 1.2 трлн. долларов субстандартных ипотечных кредитов около 40% грозит дефолт, способный довести чистые убытки до 250 млрд. долларов. Само собой разумеется, что это одновременно означает и массовые банкротства заёмщиков: по данных частных исследовательских групп, в третьем квартале эта процедура протекала в целом по США касательно почти полумиллиона домов (вдвое больше, чем год назад) – всего же, по разным оценкам, банкротство коснётся от 1 до 2 млн. ипотечных кредитов, в основном среди бедных слоёв населения, прежде всего расово-этнических меньшинств; знатоки уже предупреждают о возможности массовых беспорядков, погромов и поджогов в негритянских районах. Ну и депрессивный кредитный рынок не мог не вызвать отклика на реальном рынке недвижимости: по оценке Национальной ассоциации риэлторов США, продажи на вторичном рынке жилья в текущем году сократятся на 12-13% против 2006 года и останутся на этом уровне в 2008 году; незавершённые продажи домов (используемые для прогнозирования активности в ближайшие 2 месяца) выросли в сентябре на 0.2% против августа, но остались на целых 20.4% ниже того же месяца прошлого года.
Все эти известия воспринимаются рынком как почти однозначные сигналы к дальнейшему снижению ставок – тем более, что чиновники ФРС пребывают в некоторой растерянности и не очень возражают: даже обычно ястреб Томас Хёниг, глава ФРБ Канзас-Сити, на последнем заседании Фед голосовавший против урезания ставки, сейчас говорит, что весьма опасается последствий развивающегося кризиса. Падение промышленного производства в октябре вкупе с весьма хилым притоком иностранных денег в штатовские ценные бумаги в сентябре только усиливает эти ожидания рынка: по состоянию на этот момент, рынок ждёт снижения ставки на 0.75% к весне и на 1.25% к осени 2008 года. Между тем, числа инфляции говорят совсем о другом: потребительские цены выросли за последний год на 3.5% согласно официальным данным Министерства труда – и почти на 4%, если очистить статистику от извращений «гедонистических цен»; отпускные цены производителей за последний год прибавили реально 8.9%; более того, даже за вычетом продовольствия и топлива, эти цены подскочили на 2.9% официально и на 4.7% реально – что совпадает с пиком 2005 года и являет собой максимум с 1992 (официально) и 1989 года (реально), причём последний пик является одиночным – т.е. темп роста цен был уверенно быстрее нынешнего лишь в начале 1980-х. Как из этой вилки будет выходить Фед, непонятно – рынок, однако, пока не сомневается в последовательном снижении ставок; из-за этого акции немного взбодрились, но доллар чувствует себя плохо – и даже бодрые заявления секретаря Казначейства Генри Полсона и президента Джорджа Буша о «политике сильного доллара» ничего тут не меняют. Глава центробанка ОАЭ султан Насер аль-Сувейди заявил, что его страна «находится на перепутье», рассматривая путь отмены привязки дирхама к доллару и замены его корзиной валют; слова султана «возможно, странам Залива придётся защищать себя от импорта инфляции из США» указывают на согласованность такого взгляда с другими нефтяными шейхами региона – если учесть, что их совокупные резервы достигают 3.5 трлн. долларов, то понятно, почему рынок воспринимает подобную перспективу весьма серьёзно. Другие центробанки (колумбийский, индийский и корейский) начали акции давления на спекулянтов с целью затруднить им игру на понижение доллара против национальных валют своих стран – однако все попытки удержать доллар пока оказываются безуспешными. Мировая финансовая система начинает потихоньку разрушаться...
@ Сергей Егишянц
@темы: пушной северный зверек
Комментарии
Вставить цитату
Dear Diary, I`m ...
Авторизация
Главное меню