в данном дневнике запрещено анонимное комментирование

diary.ru/blogs/favorite/reset-user
URL
Знания в массы!
Альдо Мартурано (Aldo C. MARTURANO), 17 января 2008
Сюжет: Переводы наших читателей

От переводчика: Господа, со(в)граждане, товарищи мои дорогие! Я, по малой и большой нужде занимаясь историей Италии в корыстно-профессиональных целях, наткнулась на любопытную статью по постоянно всплывающей у нас теме взаимоотношений Европа - Россия (откуда ноги растут). Сразу скажу, что итальянский язык знаю в рамках компьютерного подстрочника. Данная статья переведена мною исключительно из любопытства, а потому поспешная литературная полировка (все силы брошены на большую и малую нужду) сказывается на качестве текста. И все-таки пройти "мимо" не смогла.


***

В 1998 во Франции и в 2000 в Италии издательство Einaudi выпустило книгу Карла Фердинанда Вернера "Nascita della Nobilita - Lo sviluppo delle elites politiche in Europa Nascita" - результат исследования происхождения аристократии Европы, в течение пятидесяти лет проводившегося в Парижском институте культуры, президентом которого является автор книги, крупный ученый в области средневековой историографии. Эта работа была проигнорирована итальянскими 'медиевистами', которые не хотят признавать ошибочность собственной замкнутости на 'истории Западной Европы' (которую преподают в средней и высшей школе), по отношению к истории Европы, которая на самом деле гораздо шире, чем они себе представляют. Мы приведем начало этой книги (написанной для тех, кто хочет знать лучше наши корни), чтобы прокомментировать главу 'История происхождения "русских"'.

Когда беседуешь с людьми, интересующимися периодом Средневековья, всегда ощущаешь витающие в воздухе предубежденность и ограниченность. Термин "Средневековье" появился благодаря деятелям Просвещения, которые, определив С" как эпоху накопления знаний и материальных богатств, поставили Западную Европу в центр цивилизации всего мира. [Википедия: Термин 'Средние Века' (лат. medium aevum) был впервые введен итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе 'Декады истории, начиная от упадка Римской империи' (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской Империи до Возрождения было введенное Петраркой понятие 'Темные века', которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени. В узком смысле слова термин 'Средневековье' применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью. - прим. переводчика.]

Начало Средневековья закреплено захватом и разграблением Рима вождем вестготов Аларихом в 410 г. н.э. и отречением последнего Римского Императора (все в Италии!) Ромула Августа в 476г. Окончание Средних веков, как правило, связывают с падением Константинополя в 1453 году от руки Магомета II Завоевателя или открытием Америки Колумбом в 1492 году. Все эти события и привязанные к ним временные пределы сконцентрированы на Западе. Конечно, они условны и идеологически удобны. Но, порой, лишают понимания взаимосвязей и истинных причин. В истории не существуют внезапного перерыва, когда можно переходить от одного периода к другому, закрывая одну дверь и открывая другую. Нельзя описывать историю "только французскую" или "только итальянскую". Часть истории, которую мы называем эпохой Средневековья, принадлежит всем европейским народам, в том числе и тем, что находятся на северо-востоке, за Рейном и Эльбой, несмотря на то, что "отечественные" историки с высокомерным презрением наградили эти народы прозвищем "варвары", совершенно игнорируя их роль в развитии европейской цивилизации.

Эволюция человеческой культуры - процесс медленный, бесконечный и непрерывный. Исторический опыт показывает, что причинно-следственные связи соединяют события, удаленные как во времени, так и в пространстве. Возможно, что сегодня те предрассудки, о которых мы говорили выше, выглядят более-менее сглаженными. И все-таки те, кто интересуется русской историей, вынуждены будут столкнуться с большими трудностями в своем исследовании. Одна из причин заключается в том, что история русского средневековья, основанная на исследованиях советских историографов, построена на концепции марскистско-ленинского классового подхода, что породило конфликт и развело 'западную' и 'восточную' историографию Европы по разные стороны баррикад. Наши историки скорее обращаются к произведениям 'медиевистов' французской и немецкой культуры, нежели к источникам русских летописей в переложении или интерпретации советских специалистов. Но пришла пора стряхнуть этот груз предубеждений, иначе история большей части Европы навсегда останется для нас 'темным пятном', что значительно искажает общую картину развития нашего континента.

С чего начать? Первым шагом должны быть решительные изменения в привычных концепциях и методах изучения, что, естественно, встретит огромное сопротивление. Но, все-таки, давайте попытаемся взглянуть на предмет нашего исследования без сложившихся предрассудков.

К сожалению, поиски в университетских библиотеках или книжных магазинах серьезной исторической литературы, которая позволит нашему историку-новатору 'перевалить Альпы и перейти за Рейн', - пустая трата времени. Причина банальна: русским языком - главным инструментом изучения славянского мира, распространенным на огромной территории Большого Европейского Севера, владеет в необходимом объеме ничтожное количество специалистов. Чья это вина? Идеологии? Существовавшего железного занавеса или других запретов советской власти, держащей все свои интеллектуальные исследования под замком? На самом деле, эти причины гораздо более древние и многочисленные, продиктованные не столько идеологическими, сколько религиозными и политическими моментами истории.

Иногда мы даже сомневаемся, действительно ли существовала русская история до Петра Великого или Ивана Грозного (не оттого ли, что Иван, а не Джованни?), а может происхождение русского государства это лишь выдумки советских коммунистов, населявших Царство зла?

читать дальше

Оригинал публикации: Il Medioevo russo
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - manual


@темы: история, интересно, ликбез, РФ