четверг, 04 сентября 2008
Греческое государство было создано в 1830 году. Это стало прямым результатом отнюдь не греческого восстания 1821 года, а русско-турецкой войны, которую России пришлось начать, когда она увидела, что восставших греков вскоре вырежут. Нельзя сказать, чтобы Россия очень много выиграла от создания на месте кусочка мусульманской Османской империи формально православной Греции. Император Николай I не мог не довести до конца войну за спасение греков от гибели, но идее создания независимого греческого государства он отнюдь не сочувствовал. Скорее, он сочувствовал султану, о котором всегда отзывался с подчеркнутым уважением, как о самодержавном монархе. Если бы это зависело от русского царя, то он бы не допустил греческого восстания. Но русский царь, естественно, еще более не мог допустить, чтобы это восстание потопили в крови.
читать дальшеВозродившуюся "православную Грецию" возглавил король Оттон, лютеранского вероисповедания, и эта символическая деталь - вполне характерная иллюстрация того факта, что дипломатически Россия уступила свою победу над Турцией Европе. "Независимая" Греция стала такой же марионеткой западных держав, как нынешняя Грузия по отношению к Америке.
"Русский византиец" Константин Леонтьев, хорошо изучивший на месте ситуацию в Турции и Греции и, к тому же, настоящий дипломат с государственным мышлением, не уставал повторять, что как греки, так и "освобождавшиеся" в 1870-е годы южные славяне, получив "свободу", не станут ни более православными, ни более расположенными к России. ?А даже совсем напротив: они станут еще более либеральными европейцами, чем сами европейцы; у них не будет, в отличие от коренных европейцев, настоящего государственного опыта и политических традиций, а будет лишь утрированное "европейничанье".
Леонтьев не стеснялся сказать, что турки для русских полезнее и даже ближе - и это еще тогда, когда Турция не успела стать светским государством, в которое ее превратит в 1920-е годы Кемаль Ататюрк.
И Леонтьев не был голословен: либеральным "еврепейским" грекам Эллады он противопоставлял мудрых греческих "фанариотов", которые открещивались от либеральных греков и держались за Османскую империю что было сил. Да, и Османская империя была для греков "своей", хотя в ней (как и в Московии, но в отличие от империи Чингисхана) для совсем полного равенства в правах нужно было принимать официальное вероисповедание. Но в XIX веке уже было видно, что влияние ислама в Османской империи обречено сокращаться. Религиозные свободы православного населения особо не нарушались уже и тогда, а полного политического равенства были все шансы добиться в близком будущем.
Но Османская империя развалилась в итоге Первой Мировой войны. Греки "европейской" Эллады оказались среди победителей, а сохранявшие самосознание имперской нации греки Османской империи - их оставалось там не меньше, чем в самой Греции - тут уже не имели никакого права голоса. И дальше началось то, что так напоминает современную Грузию.
В маленькой Греции появился свой харизматический лидер - Елевферий Венизелос (фактической глава государства в должности премьер-министра). Он делал маленькую Грецию воинственной по отношению к своим еще более маленьким балканским соседям и к поверженной, хотя и отнюдь не ею, Турции. Это называлось почти медицинским, для европейского уха, термином: "Мегали идэа" ("Великая идея"), - звучит похоже на "мегаломаниа" ("мания величия"). Под этим подразумевалось расширение маленькой Греции до масштабов Византии.
Нельзя сказать, чтобы победители Первой Мировой войны и особенно их лидеры, англичане, сильно сочувствовали "Великой Идее" или хотя бы воспринимали ее всерьез, но сделать подарок Греции за счет Турции - почему бы и не сделать. Под прикрытием английского и французского флотов Греция оккупировала значительную часть Малой Азии с плотным греческим населением и с административным и культурным (разумеется, греческим) центром в большом портовом городе Смирна (Измир) на Эгейском море. Это положение попытались было закрепить в Севрском мирном договоре 1920 года.
Если кто-то спас после этого Турцию, то, в первую очередь, это сами греки, и лишь во вторую - Мустафа Кемаль, впоследствии прозванный Ататюрк ("отец турок").
Греки думали, что они восстанавливают Византийскую империю, но они не видели себя со стороны. А со стороны было хорошо видно, что они всего лишь расширяют свое мелкое национальное государство. Как мыльный пузырь.
Там, где расширяют национальное государство за счет традиционной территории мультиэтнической империи, методы всегда одинаковые: крайняя жестокость к "лишним" народностям и всяческое их унижение. Поведение греков в Малой Азии по отношению к туркам было на грани геноцида. Сейчас бы это назвали "этническими чистками". С таким отношением к турецкому населению греки попытались пойти еще дальше в Малую Азию. Начавшаяся в 1919 году греко-турецкая война перешла в самую горячую фазу.
Автохтонное греческое население Малой Азии оказалось в заложниках у мегаломаниакальных властей национальной Греции. А турецкое население, фактически, просто загонялось самими греками в силы турецкого сопротивления, возглавляемые будущим Ататюрком.
Вся эта история закончилась в 1922 году так называемой греческой "катастрофой", когда многотысячное греческое население Малой Азии было опрокинуто в Эгейское море. Некоторая часть беженцев отправилась в Грецию, а большинство составили столь многочисленную теперь во всем мире греческую диаспору. В современном Измире почти ничто не напоминает о том, что не так уж давно это был греческий город и крупный культурный центр эллинизма.
@темы:
история,
интересно,
не моё
ссылку в студию, для общего развития
Махмуд отреагировал на известие о восстании очень болезненно. Во все края империи были разосланы гонцы, которые должны были возвестить мусульманам, что трон в опасности, и призвать всех, кто в состоянии носить оружие, поспешить в Стамбул. Вслед за тем Махмуд провозгласил "священную войну против неверных". Первой жертвой этого призыва стало христианское население столицы, в большинстве своем не имевшее к восстанию никакого отношения. За несколько недель фанатики-мусульмане перебили в Стамбуле более 10 тысяч христиан (в том числе был повешен на воротах патриаршего дома Константинопольский патриарх Григорий). Затем волна христианских погромов прошла по всей империи, что повлекло новые неисчислимые жертвы (например, на Хиосе турки перебили и продали в рабство 70 тысяч человек - почти все его христианское население). В ответ на эти зверства в Греции началось массовое избиение мусульман. Множество греков, прежде далеких от освободительной борьбы, взялось за оружие.
interpretive.ru/dictionary/452/word/%CC%C0%D5%C...
Это если собственно Греции касаться... А также - вспоминаем, кто такие башибузуки, и чем они отличились в 1860-70-х на Балканах, вспомнимаем 1915 год...