Кризис давно перерос финансовые рамки, превратившись в кризис прежней модели неолиберального развития, в агонию потребительского общества.
Сначала о материальном. Напомню: структурирование материи - это повышение количества информации или, другими словами, понижение степени энтропии.
читать дальше
К началу XX века в результате технической революции личное время масс людей в развитых странах перестало быть занятым только обеспечением прожиточного минимума. На первом этапе снижался объем рабочей недели. К середине XX века этого оказалось недостаточно. Все возрастающую энергию надо было куда-то девать, а способов было испробовано два. Советский Союз по инерции пошел путем большего структурирования средств производства, производя предметы личного потребления по остаточному принципу. Соответственно, материальные объемы считались в станках, и в них же оценивался прирост. Регулирующей завязки на предметы личного потребления не было - система неустойчивая.
Америка же изначально структурировала предметы личного потребления. Увеличение материальных объемов в автомобилях стимулировало производство и станков тоже - регулятивность соотношений была, т.е. вроде бы обеспечивалась стабильность.
Но во второй половине века эта модель переработки материальных ресурсов наткнулась на физическое ограничение в виде конечности самого потребителя в пространстве и времени. Любой предмет должен занимать какой-то объем жизненного пространства вблизи потребителя. Несколькими экземплярами предмета невозможно пользоваться одновременно. Кроме того, любой предмет имеет жизненный цикл, ограничивающий количество потребленных экземпляров за жизнь индивида. Обоснованно укорачивать цикл предмета можно только за счет снижения качества, надежности и безопасности, что тоже является ограничением. Одноразовых предметов можно потребить больше, но тоже конечное количество. При этом возрастают временнЫе затраты на перемещение старого предмета от индивида и перемещение к нему нового.
Заметьте, в описании модели я не использовал политических и экономических терминов, только физические (энергия, материя, пространство, время) и физиологические. Это значит, что с ограничениями на человеческий организм столкнется любая цивилизация, в которой увеличивается удельная концентрация материи и энергии вблизи индивида. Грубо говоря, жрать в три горла еще можно, но в десять - организм порвется в нескольких местах. Кто отдыхал в All inclusive - тот знает :-).
Теоретически выходов может быть несколько:
1. Увеличивать структурированность материи, используемой непосредственно индивидом. Это развитие науки и использование новых свойств предметов. К сожалению, открытия по заказу не делаются, а экстенсивное развитие не решает проблему.
2. Пропорционально увеличивать население для сохранения удельной концентрации материи. Проблема в том, что по биологическим причинам более сложные особи имеют меньшую рождаемость, чем простые (механизм потом подробнее можно расписать). Нет естественного способа перераспределения материи из мест с высокой концентрации материи в места с более низкой концентрацией (происходит ровно наоборот, через институт передачи накопленных ценностей по наследству). Без ликвидации понятия собственности, как писал Маркс, этот путь невозможен. Выход только через идеологию - изменение модели.
3. Снижать цивилизационные объемы переработки ресурсов. Вместо открытий делать закрытия. Идеологическое изменение модели всей цивилизации в сторону превалирования идеальных ценностей, по типу индуизма.
4. Увеличивать структурированность материи вне области использования индивидом, т.е. в средствах производства и общецивилизационных проектах. При этом можно даже снижать долю ресурсов индивида. Это единственная возможность повышения энерговооруженности человека. Но нужна опять-таки смена идеологической модели.
Что же сделали Штаты? А ничего! Из модели "танцы вокруг индивида" они не вышли. Попытались ускорить оборот предметов через снижение потребительских свойств предметов до "одноразовости". Там, где нельзя было ухудшать материальные свойства предмета (по причине надежности, например), занижали ценность искусственно при помощи приписывания предмету отрицательных идеальных свойств - моральное старение, немодность, нестатусность (об этих свойствах в следующих постах, в которых будем исследовать идеальные ценности не индивидуальные, а групповые). Но через конечность индивида не перепрыгнешь. Результат - перепроизводство по Авантюристу (то самое, из пары с недосбережением) и МЭК.
Таким образом, цивилизационная модель оборота материальных ресурсов, основанная на материальных потребностях индивида, имеет объективные физические ограничения, на которые первой наткнулась Америка. Выход из модели возможен только через другую идеологию общества, а ее-то Америка и не собирается менять. Жизнеспособность старой модели может восстановиться только после существенного уничтожения ресурсов (а заодно и потребителей), но потом грабли будут гораздо ближе, т.к. знания о технологиях не уничтожатся (я очень на это надеюсь :-). Воспроизводство американской модели Россией приведет ее к тем же граблям, поэтому будущее России - в другой идеологии.forum
@темы:
интересно,
не моё,
общество,
есть мнение