Существует одно порочное, ошибочное восприятие идеи коммунизма (здесь коммунизм понимается как утопическая идея о всеобщем счастье и процветании, временно без конкретики): идея о "нематериальном коммунизме".
Идея вкратце такая: "если человека воспитывать правильными идеями, то он, просто потому что он Человек, осознает, как надо правильно жить, и будет жить по совести, невзирая ни на какие материальные условия.Нематериальный коммунизм, условно, - это то, что попытались продвинуть в жизнь большевики в самом начале прихода к власти, и что Сталин очень здраво раскритиковал здесь. Идея вкратце такая: "если человека воспитывать правильными идеями, то он, просто потому что он Человек, осознает, как надо правильно жить, и будет жить по совести, невзирая ни на какие материальные условия [потому что я же живу, обычно думается при этом]".
Поэтому в начале большевистской власти были попытки "объяснить им, что теперь они наконец могут быть людьми! потому что они свободны!" - см. например брачное законодательство и попытки отменить семью как буржуазный пережиток, попытки отменить оценки в школе, т.к. "знания ведь нужны самому учащемуся" (как-то давно я обещала найти источник, нашла: май 1918г, постановление Нармкомпроса "Об отмене отметок"
и прочее в том же духе.
При этом исповедовавшие такую идею большевики искренне не понимали, почему так много народа не хотят с ними кооперироваться. (Классика: "Вы же люди! Бейте их, бейте!" — но мало кто слышал его за ревом толпы: "Огня!"![;)](/picture/1136.gif)
Сталин ответил на такую психологию совершенно разумно: "Эти люди, которые так же далеки от марксизма, как небо от земли, очевидно, не понимают, что деньги останутся у нас еще долго, вплоть до завершения первой стадии коммунизма, - социалистической стадии развития. Они не понимают, что продуктообмен может прийти лишь на смену и в результате идеально налаженной советской торговли, чего у нас нет и в помине и что не скоро будет у нас."
По сути, эти люди не понимают главной мысли марксизма: коммунизм должен быть научным. Он не должен быть религией. Да, наука пробует и ошибается, у нее бывают жертвы, но именно она и только она идет по-настоящему последовательным путем к истине и к возможности использовать знание на практике. Наука - это в первую и в главную очередь связь с реальностью. Нельзя игнорировать реальность. Любые попытки "сделать как хочется вопреки фактам" будут заканчиваться неудачей - если у вашего самолета неудачная конструкция, он упадет, произнесите вы над ним хоть сотню молитв и заклинаний.
Поэтому само собой разумеется, что отмена денег в тогдашнем СССР привела бы не к коммунизму, а к катастрофе (что и отметил Сталин), ибо не была учтена психология тогдаших масс. Неудачи с проектом отмены оценок в школе - это закономерность, которую можно было предусмотреть, если бы на тот момент было накоплено больше знаний о психологии и педагогике. Неучет психологии людей в своих действиях - одна из главных ошибок советской власти (если, конечно, считать это "ошибками"
. Некоторые граждане, правда, заявляют, что психология - это как раз очень нематериально, однако нужно различать научную психологию и популярную психологию. "Научная" психология в данном случае - вещь сугубо материальная: под нею понимаются предсказуемые массовые реакции, которые неизбежно будут происходить по определенным природным законам (сколько бы романтики ни кричали о том, что "это же люди! они же люди!"
.
Бессмысленно объяснять мещанам призывами и плакатами, что они должны возлюбить общественные кухни, бессмысленно по-доброму уговаривать воров и преступников "пожалуйста, перестать воровать, потому что мы же строим социалистическое общество, здесь теперь все народное". Поступать так - значит игнорировать реальность, игнорировать научное знание о психологии людей. Это именно та проблема, о которой говорили, что "советская пропаганда проиграла американской пропаганде" - действительно, в США успешно удалось воспитать фобию коммунизма, всеобщую веру в "американскую мечту" и т.д., в то время как в СССР воспитать сознательного человека в массе не удалось.
[К вопросу о том, почему я считаю, что не удалось воспитать сознательного человека: потому что жить такой семейной жизнью всей страной могут только крайне не сознающие себя люди. Одеяло прибивать гвоздиками и закатывать соленья, да. Ольга, обязательно прочитай эту статью.]
Так что же, использовать гнусные технологии манипуляции массами во имя благих целей? - может спросить кто-нибудь.
Отвечу опять словами из Сталина: "Эти, с позволения сказать, коммунисты рассматривают советскую торговлю, как второстепенное, нестоящее дело, а работников торговли - как конченных людей. Эти люди не понимают, что советская торговля есть наше, родное, большевистское дело, а работники торговли, в том числе работники прилавка, если они только работают честно,-являются проводниками нашего, революционного, большевистского дела."
Для определенной ступени развития общества в определенных обстоятельствах деньги есть необходимый этап, также как оценки - для школы. Отмени деньги, как отменили оценки - получишь хаос и ад вместо рая. Нельзя игнорировать реальность. Законы природы надо изучать, а изучив - использовать. Поэтому если США изучили экономические и социальные процессы и научились эффективно вгонять страны в кабальную зависимость, сеять хаос, организовывать подрывающие "революции", оболванивать население, то тот, кто хочет воспитать честных, сознательных, сильных людей, должен не уповать на "святое слово и душу человеческую", а изучать те же самые природные законы, вооружиться ими и бороться за свой мир, учитывая реальность и знание.http://aridmoors.livejournal.com/294908.html
@темы:
интересно,
не моё,
общество,
есть мнение