в данном дневнике запрещено анонимное комментирование

diary.ru/blogs/favorite/reset-user
URL
14:03

Знания в массы!
31.03.2012 в 09:47
Пишет  Альскандера:


РВБ: А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.


www.rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/03edit/10...

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ МОСКВЫ В ПЕТЕРБУРГ
ИЗ ЧЕРНОВОЙ РЕДАКЦИИ


Стр. 395. После слов «Людовика XV и его преемника»:


Все это, конечно, переменилось, и я полагаю, что французский земледелец ныне счастливее русского крестьянина1).

Однако строки Радищева навели на меня уныние. Я думал о судьбе русского крестьянина.
К тому ж подушное, боярщина, оброк—
И выдался ль когда на свете
Хотя один мне радостный денек?..

Подле меня в карете сидел англичанин, человек лет 36. Я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?

Англичанин. Английский крестьянин.

Я. Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?

Он. Что такое свобода?

Я. Свобода есть возможность поступать по своей воле.

Он. Следственно, свободы нет нигде, ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.


Я. Так, но разница покоряться предписанным нами самими законам или повиноваться чужой воле.

Он. Ваша правда. Но разве народ английский участвует в законодательстве? разве власть не в руках малого числа? разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?

Я. В чем вы полагаете народное благополучие?

Он. В умеренности и соразмерности податей.


Я. Как?

Он. Вообще повинности в России не очень тягостны для народа. Подушная платится миром. Оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности умножает корыстолюбие владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, как и где он хочет. Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу. И это называете вы рабством? Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простору действовать.

Я. Но злоупотребления...

Он. Злоупотреблений везде много. Прочтите жалобы английских фабричных работников — волоса встанут дыбом. Сколько отвратительных истязаний, непонятных мучений! какое холодное варварство с одной стороны, с другой — какая страшная бедность! Вы подумаете, что дело идет о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет: дело идет об сукнах г на Шмидта или об иголках г-на Томпсона. В России нет ничего подобного.

Я. Вы не читали наших уголовных дел.

Он. Уголовные дела везде ужасны; я говорю вам о том, что в Англии происходит в строгих пределах закона, не о злоупотреблениях, не о преступлениях. Кажется, нет в мире несчастнее английского работника — что хуже его жребия? но посмотрите, что делается у нас при изобретении новой машины, вдруг избавляющей от каторжной работы тысяч пять или десять народу и лишающей их последнего средства к пропитанию?..

Я. Живали вы в наших деревнях?

Он. Я видел их проездом и жалею, что не успел изучить нравы любопытного вашего народа.

Я. Что поразило вас более всего в русском крестьянине?

Он. Его опрятность, смышленость и свобода.


Я. Как это?

Он. Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлености говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ими ни то, что соседи наши называют un badoud, никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны...

Я. Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?

Он. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?
Вы не были в Англии?

Я. Не удалось.

Он. Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видали раболепного maintien2) Нижней каморы перед Верхней; джентльменства перед аристокрацией; купечества перед джентльменством; бедности перед богатством; повиновения перед властию... А нравы наши, a conversation criminal3), а продажные голоса, а уловки министерства, а тиранство наше с Индиею, а отношения наши со всеми другими народами?..

Англичанин мой разгорячился и совсем отдалился от предмета нашего разговора. Я перестал следовать за его мыслями — и мы приехали в Клин.


URL записи

@темы: история, Россия, интересно, ликбез, не моё, общество

Комментарии
01.04.2012 в 14:19

Teacher: are there any classes you are struggling with? Me: the bourgeois. Teacher: what ? Karl Marx: nice
Всё это конечно очень интересно, но тем не менее этого англичанина никто никогда не продавал как скотину и он может быть абсолютно уверен в том, что его жену, детей завтра не продадут в какую-нибудь Шотландию вместе с дюжиной кур и овец.
01.04.2012 в 14:35

Знания в массы!
в какую-нибудь Шотландию

в Австралию, не продадут, а сошлют :gigi:
01.04.2012 в 14:41

Всё это конечно очень интересно, но тем не менее этого англичанина никто никогда не продавал как скотину и он может быть абсолютно уверен в том, что его жену, детей завтра не продадут в какую-нибудь Шотландию вместе с дюжиной кур и овец.
Чего-чего?
02.04.2012 в 13:17

Познавательно, но если в рельности было бы так гладко, то небыло бы ни мужицких бунтов, ни кровавых революций. Основные преимущества - за счёт вновь осваиваемых территорий, на освоение которых гнали, замечу, далеко не самые гуманные порядки. У нас меньше лицемерия было, но интенсивность насилия возможно была повыше - с крепостным можно почти всё проделать: порка крестьян , например, или вот - к медведю... А отменили крепостное рабство - так что с того, всё ещё хитрее стало. Угнетение становилось всё более и более изощерённым - иначе и революции в последствии не за что было бы зацепиться.
02.04.2012 в 13:49

Знания в массы!
с крепостным можно почти всё проделать

Вы о Салтычихе никогда не слышали? или не знаете чем дело закончилось?
02.04.2012 в 15:09

О Салтычихе? -" «Салтыкова, когда бывало соберутся любопытные у окошечка за железною решёткой её застенка, ругалась, плевала и совала палку сквозь открытое в летнюю пору окошечко». После смерти заключённой её камера была приспособлена под ризницу. Провела в тюрьме тридцать три года и умерла 27 ноября 1801 года." Да, но слишком сильно и коряво та беспредельничала, за что, собственно, и поплатилась. Не знаю, многим ли подобное назидание пошло впрок. Здесь интереснее другое - " дом в Москве. Располагался он на углу улиц Большая Лубянка и Кузнецкий Мост". Похоже что злой дух ни куда не ушёл, и в последствии был рекрутирован государством. На Урале промышленники тоже рабочих гнобили - на Демидовских рудниках и т.п. history.ntagil.ru/2_19_22.htm.
Ваша точка зрения всё же отчасти является верной kot-begemott.livejournal.com/1270851.html
Но факты ещё и в том что революционные настроения не на пустой почве возникали - а им был пролог. И сейчас имущественное расслоение наростает. История может ещё раз завернуть по проторенной тропке. Извените, увлёкся.
02.04.2012 в 15:12

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
Но факты ещё и в том что революционные настроения не на пустой почве возникали - а им был пролог.
Две проиметые войны сыграли огромную роль, ибо дорого обошлись государству и надорвали и так слабоватую по тем временам экономику. Таких "мелочей", как Мировая война забывать не след.
02.04.2012 в 15:40

Bercut_bird, проигранная война свою роль сыграла. Так и Европа навоевалась досыта( аукнулось только Германии). Тут ещё можно поднять тему неисполнения Россией своей мессианской задачи, как это трактует Кургинян. Но предпочитаю исходить из более простых вещей. Жестокость порождает жестокость, а исторические реалии - отзвук накопленного. (У нас в эгрегориальном поле повышенный вертикальный массобмен, так что если в аду( в чистилищах) слегка накопилось, почему бы ему и не выплеснуться наружу породив очередной всплеск " торжества справедливости") .Та самая "революционная целесообразность" гнездившаяся отчасти в прошлом злосчастных "Солтычих"(продукт их активности) и вот это: "сильно злоупотреблял расстрелами". А сейчас ораньжевые правозащитнички хотят пошерудить кочергой на отечественном крепко унавоженном поле. Лучшего бы им этого не делать, ото как злой дух Солтычихи дотянется до них своей костлявой рукой.
02.04.2012 в 15:47

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
Noolmoroz, как много намешано без разбора в одну кучу, и даже не с чем диалог вести. Скучно.