Про спичечные коробки, сигаретные пачки и кредитные карточки... Знаете какая связь между ними? И кстати, про ракеты... А вы знаете, почему у американских шаттловских ракетных ускорителей поперечное сечение по размерам - это ровно две стандартных лошадиных задницы?
****
читать дальшеПро шаттлы. Размер твердотопливных ускорителей ограничен размером стандартной американской железнодорожной колеи, по которой они доставляются к месту старта. А размер колеи американцы позаимствовали у англичан, которые в свою очередь размер колеи взяли от трамваев, которые опять же взяли размер колеи от конки, размер колеи которой взят от стандартной дорожной колеи, что бы колёса меньше изнашивались. Дороги в Англии начали строить римляне, которые размер колеи подогнали под размер своих колесниц, а в колесницу впрягалось две лошади, то есть ширина у неё равно две лошадиные задницы. Примерно так.
А ограничение оказалось очень "тупым": завод, который эти ускорители производил, находился в штате Юта, а сами ускорители доставляли на сборку по железной дороге, так вот она проходила через ж/д туннель, что и явилось ограничением на поперечное сечение. В том числе и размер самой ж/д платформы...
Подобные "тупые" ограничения - это "альфа и омега" для проектанта, вбиваемые в голову еще с ВУЗа. Один из первых вопросов к будущему инженеру на защите диплома: "Как Вы собираетесь транспортировать Ваше чудное изделие?".
Что-то ещё было насчёт того, что первые серийные консервные банки (которые не вручную, а на станках начали делать) выпускались на оборудовании для производства артиллерийских картузов - такая же жестяная банка. Потому их диаметр точь-в-точь лезет в 4-х и 6-ти фунтовые орудия.
А когда в 20-х года начались разработки СВЧ техники, то волноводы из экономии делали из консервных банок. Потому, внутренние диаметры большого и маленького волноводов в современной спутниковой антенне тик-в-тик совпадают с внутренними диаметрами стандартных маленькой и большой банок от кофе. Собственно в радиолюбительских условиях из них и делают.
А другими стандартами ещё смешнее! Всё упирается в рекламу и маркетинг.
Когда вводили банковские пластиковые карточки, народ не очень активно поначалу их приобретал. Так вот по телекам и радио крутили рекламу, что "банковская карточка размером всего с сигаретную пачку - это очень удобно!" Можете проверить - банковская карточка один в один влезает в сигаретную пачку! А стандарт на сигаретную пачку откуда появился? А от спичек. В то время, когда рекламировались сигаретные пачки с фильтром, народ курил или сигары или трубки (а также папиросы и сигареты без фильтра в плоских пачках). А в то время были очень распространены т.н. "каминные спички", коробок которых был в точности по размеру, как новые пачки сигарет с фильтром... Рекламировалось это таким же образом...
Вот и получается, что не только размер ускорителей Шаттла зависит от "лошадиных задниц римских колесниц", но и "электронные деньги" от спичечного коробка позапрошлого века...
Есть старый анекдот: Когда в России строили первую железную дорогу строители пришли к царю и спросили,- Колею шире будем делать? На что царь ответил,- На *уй шире. Строители поняли его буквально и колея РЖД стала шире на семнадцать сантиметров.
Но ходит и такая версия, что царь отдал распоряжение делать шире российские ж/д, якобы опасаясь, что во время войны составы "врагов с Запада" смогут беспрепятсвенно двигаться на восток по российским же дорогам. Но оказалось опять же всё гораздо "тупее" и прозаичнее: на Западе (в Англии и Германии) в то время ширина колеи была действительно равна ширине колеи конки, но т.к. в России ж/д дорог ещё не было, а недостаток узкой колеи уже стал ограничительным фактором и для скоростей поездов (особенно на поворотах), и для высоты вагонов, то иностранные инженеры, которые проектировали первые ж/д для России, предложили "начать с белого листа" и сделать колею шире "с запасом на будущее". На Западе уже ничего сделать не могли, т.к. дорог было уже (относительно) много и что-либо менять уже было поздно, а для России такого ограничения ещё не было из-за отсутствия "предмета спора"... Поэтому, по тем временам, российские ж/д были именно самыми передовыми с инженерной точки зрения, т.к. "с чистого листа" удалось внедрить весь накопленный инженерный опыт того времени...
В догонку:
Калибр советских макарон, 7.62. Как и на чем они делались не в курсе, но факт.
А "дамских"сигарет" 5.45.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
А "классических" под любимый калибр - 7.62. И бутылок 73 мм. Чисто случайное совпадение.
@темы:
интересно,
ликбез,
не моё