http://fondsk.ru/article.php?id=2485В начале сентября нынешнего года в силу вступили два десятка законов, принятых Народной Скупщиной Республики Сербия. Наибольшее внимание общественности привлек закон об информации, хотя несравнимо более деструктивные последствия для страны несет принятие трёх законов, обременяющих государство дополнительным долгом в 350 млн. евро. Ряд оппозиционных политиков из новой Сербской прогрессивной партии поддержали их, утверждая, что без кредита ЕС Сербия якобы не сможет „выжить“. Однако непредвзятый анализ указанных законов показывает, что речь идёт лишь о политических фразах, не наполненных конкретным практическим содержанием.
Сумма кредита Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) составляет 250 млн. евро. Он предоставлен вследствие договора, заключенного между ЕИБ, с одной стороны, и правительством Сербии и Национальным банком - с другой, и должен быть направлен на финансирование малых и средних предприятий. Однако детальный анализ условий кредита приводит к заключению, что он, по сути, предназначен западным банкам, работающим на территории Сербии. То есть банкам из богатой части ЕС, которые взыскивают огромные проценты с сербских граждан и предприятий.
читать дальше
Так, например, в вводной части договора подчеркивается, что ЕИБ не предоставит средства непосредственно малым и средним предприятиям, они поступят через „посредников“. Кто же эти „посредники“? В договоре поясняется: „Посредник означает любой банк или финансовый институт в Республике Сербии, которую Банк выберет“. Здесь необходимо напомнить, что около 70% финасового рынка Сербии владеют банки из Европейского союза – соответственно, средства от кредита поступят именно им. Последние далее банковским трансфером переведут эти средства, при взыскивании огромных процентов, сербским малым и средним предприятиям для покупки оборудования из ЕС. Следовательно, само название договора о кредитовании, которое указал ЕИБ, скрывает подлинную реальность. Настоящее название должно быть следующим: ''Договор о кредите между ЕИБ и западными банками – монополистами, действующими на территории Сербии, с одной стороны, и сербскими малыми и средними предприятиями, с другой стороны, в связи с покупкой оборудования из Западной Европы“.
Кто с этим предложением автора не согласен, пусть прочтет еще одну формулировку из вводной части договора о кредитовании: „Статут Банка констатирует, что Банк должен использовать свои средства как можно рациональнее и в интересах Европейского союза и, в соответствии с этим, условия его операций по займам должны соответствовать актуальной политике Европейского союза“. Следовательно, положения собственного статута ЕИБ обязывают его отдавать первенство банкам из ЕС! Это – первая истина о „спасительном“ кредите ЕИБ, замалчиваемая в сербской общественной и политической жизни.
Чтобы объективному и незапуганному наблюдателю было предельно ясно, к кому пойдут средства из кредита ЕИБ, добавим пример из сербской практики – выделение средств из кредита ЕИБ в 33 млн. евро иностранной фирме '“Штарбаг“ для реконструкции белградского моста „Газель“.
Далее: в ст. 1 договора указывается, как ЕИБ будет определять, какие именно проекты финансировать: „Банк будет располагать дискреционным правом на одобрение или не одобрение актуального запроса о распределении“. Следовательно, сербские малые и средние предприятия не смогут самостоятельно решать, как и куда вкладывать средства из кредита. Также в ст. 6 предусматривается, что сербские предприятия не могут самостоятельно покупать оборудование. Точнее – оборудование и услуги они смогут приобретать через международный тендер, проведённый в сответствии с директивами ЕИБ, то есть снова в соответствии с интересами ЕС (или компаний из Западной Европы).
Кредит ЕИБ и с юридической стороны содержит крайне оскорбительные (точнее – позорные) для Сербии положения. Так, в ст. 6 государственных служащих РС, от министра до мелкого чиновника, призывают доносить непосредственно в ЕИБ информацию о нарушениях. При этом любая информация даже от самого низшего служащего будет считаться информацией, исходящей от правительства республики. (!?) При этом в самом ЕИБ подобного обязательства для служащих не существует. Почти невероятное нарушение равноправия сторон и почти невероятный комплекс неполноценности сербских переговорщиков!
В этом смысле название договора о кредитовании можно еще точнее сформулировать следующим образом: „Ультиматум ЕИБ и западных банков-монополистов, действующих на территории Сербии, правительству Сербии и малым и средним предприятиям в связи с закупкой оборудования из Западной Европы“.
Учитывая подобное неравноправие сторон в данном соглашении, не удивительно, что в ст. 9 правительство страны обязывается нести „все расходы, включая экспертные, банковские и обменные, возникающие в связи с подготовкой, реализацией и контролем над реализацией данного договора“ (вернее – оплату иностранных советников, которые обычно сопровождают подобные кредиты). Для сербских переговорщиков позорно и положение ст. 10, предоставляющее ЕИБ право требовать досрочной выплаты кредита, если он „посчитает“ это выгодным (без указания ясных критериев).
Второй не менее вредный закон, вступивший в силу в сентябре 2009 г., также касается долговых обязательств Сербии перед западными банками-монополистами, действующими на территории страны. Речь идёт о займе у Alpha Bank Сербия, Piraeus Bank Белград и Войводжански банк, который сделан якобы ради покрытия бюджетного дефицита в размере 90 млн. евро. Правительство республики вместо дополнительного обложения налогами западных банков, которые ретроактивно и дерзко за последние несколько месяцев увеличивали маржу на уже предоставленные кредиты сербским гражданам и предприятиям, берёт займ именно у этих банков при крайне невыгодных условиях! Почти невероятно, особенно учитывая, что ст. 3 этого закона предусматривает еще и то, что правительство оплачивает „расходы по обработке и выдаче кредита“ в размере от 900 тыс. евро прямо из госбюджета.
К этому необходимо добавить, что ст. 3 указанного выше договора о кредитовании с тремя западными банками предусматривает и высокие проценты в размере „процентной ставки рефинансирования по займу в евро (ЕURIBOR для одномесячных кредитов) и фиксированной процентной маржи в 4,75%“.
Третий кредит, который взяло правительство, а Народная Скупщина большинством голосов поддержала, – займ у Всемирного банка в сумме 10 млн. евро. Подобно кредиту ЕИБ, займ у ВБ призван смягчить (если не отвести полностью) катастрофические последствия, которые вызывают условия МВФ и ЕС для сербских предприятий-гигантов и сферы здравоохранения. Тем самым (на фоне урезания средств для практической медицины) созданы условия для нового подконтрольного приобретения иностранного оборудования под высокие проценты. Предусматривается, что Сербия будет платить проценты, „равные ставке LIBOR“, увеличенные на „вариационную процентную маржу“. Также Белград будет платить и 25 тыс. евро „вступительной компенсации“, и всё ради финансирования „информационой сети“ в сербском здравоохранении, обеспечения „товаров и консультативных услуг“ (подчеркнём – в момент, когда в сербских больницах не хватает лекарств и мест).
Сербские власти и далее настаивают на самоубийственном экономическом пути к новой утопии, центр которой находится в Брюсселе.
@темы:
Европы,
не моё,
восточно-европейские бараны,
Сербия,
экономика